Почему так важно посмотреть небольшую, галерейного формата, экспозицию «Флюгера и лодки» Алексея Кузнецова? Потому что бытовой жанр в фотографии, как, впрочем, и в любом другом виде изобразительного искусства, обладает способностью создавать притягательный и понятный мир, позволяющий погрузиться прежде всего в наши собственные эмоции и воспоминания.
Фотограф, снимающий людей и природу, сродни охотнику, которого инстинкт и чутье ведут к тому самому, единственно верному кадру. В работах Алексея нет и следа утомительных поисков темы или ракурса. Но есть эффект присутствия в пейзаже старинных деревушек, раскинувшихся по берегам рек с древними названиями Лух и Теза, с их обитателями, живущими обычной жизнью, будто и не замечающими направленного на них объектива. Только с немногих фотоснимков местные жители смотрят на нас спокойно и дружелюбно, словно приветствуя старого знакомого, случайно встреченного по пути. Кажется, что щелчку фотоаппарата предшествовала неторопливая дружеская беседа, разговор по душам. Чтобы передать неподдельную естественность жизни в единении с природой, недостаточно просто отправиться в экспедицию, вооружившись камерой. Необходимо оказаться внутри пейзажа, не нарушив его, не побеспокоив своим вторжением. Только тогда откроются умиротворенность и гармония заповедного мира русской глубинки, не показного, не лубочного, но мудрого и прекрасного, не подпускающего чужаков, но доверяющего своим.
Филолог по образованию, журналист и переводчик, свободно владеющий несколькими иностранными языками, типичный городской житель, ничем не связанный с визуальным искусством, берет камеру и снимает как никто другой, специально изучивший композицию, ракурсы, законы светотени. Очевидно, что самым важным становится личность автора, способ видения, накопленный эмоциональный и интеллектуальный опыт. В работах Алексея есть удивительное чувство меры, здравый смысл и добрый взгляд. В них нет умиления или иронии, но есть способность увидеть подлинное и отбросить лишнее. Кажется, мы тоже так видим и чувствуем. Только это было давно, может быть в детстве, когда катались на горке в морозный день, или грустили о чем-то в зимних сумерках, или плыли по реке на исходе короткого лета. За этими удивительными фотокартинами не чувствуется специальных усилий. Перед нами прекрасные, точно выверенные кадры, в которых нет ни одной фальшивой ноты или ложного смысла. И еще в них чувствуется владение тем образным языком, благодаря которому мы можем опознавать друг друга как носителей единой культуры, в которой есть любимые книжки, прочитанные в детстве, фильмы, просмотренные в юности, люди, которые встретились нам на пути, и места, в которые мы, возможно, хотели бы вернуться.
Текст - Светлана Воловенская
Куратор - Лариса Башкова
|