Один из главных символов шахтёрского региона – шахтные терриконы. Это рукотворные «горы», насыпи из пустой породы, полученные в результате добычи угля. Их многие сотни – почти выгоревшие от солнца и зарастающие зеленью, малые и большие – настоящие «великаны». Расположены они не только в степях. В городской черте Донецка находится около сотни терриконов. Вокруг них кипит жизнь – парки, стадионы, рабочие посёлки, всё тесно сплелось и стало единым организмом. В пейзажах Донбасса терриконы давно стали неотъемлемой составляющей искусства донецких художников.
Все представленные в экспозиции работы выполнены в технике акварели, которая идеально подходит для отражения динамичного, стремительно меняющегося на наших глазах мира. Акварель совмещает в себе черты живописи и графики. Возможности ее очень широки: её краски то сочны и звонки, то воздушны, едва уловимы, то плотны и напряжены. Именно поэтому акварель привлекательна как для начинающих, так и для профессиональных художников. Однако, кажущаяся простота и легкость, с которой создаются акварельные произведения, очень обманчива. Почти не допускающая правок, эта техника требует от художника особой чуткости, контроля, владения цветом и формой.
В работах Григория Тышкевича, основателя стиля «лирический урбанизм», преобладают сгущенные темные краски. Художник-монументалист Георгий Григорьев, напротив, использует свойство прозрачности акварели. Солнечные, теплые работы мастера акварели на шелке Елены Григорьевой завораживают красками песочных оттенков. Работы Владислава Коровойченко мно¬гокрасочны, темпераментны, жизнерадостны, полнозвучны. Более холодные по цвету зимние и весенние пейзажи Елены Альбрехт прозрачны, свежи, наполнены воздухом. Городские виды в исполнении молодого художника Элины Коваленко отличаются выразительностью линий, тонкими тональными переходами. Дарья Москаленко, вдохновленная широкими просторами моря и неба, старается передать природу в живом движении, в бесконечной изменчивости форм. Осенние пейзажи Анатолия Дерезы солнечно-светоносны, они очаровывают насыщенностью и контрастными сопоставлениями красок, непринужденностью ритма. Эффект лёгкости, воздушности акварели используют в своих работах Виктория и Полина Дереза. Декоративны рисунки Ксении Шевченко. При кажущейся простоте сюжетов, акварели Татьяны Маловичко, Светланы Дорошенко и Дмитрия Чиликина отличаются лиризмом, помогают зрителю увидеть красоту в обыденных мелочах. Скульптор Георгий Беро в графике создает некие фантазийные композиции.
Все авторы, так же, как и их работы, очень разные, но преследуют одну цель – прославление родного края, восхищение им, стремление затронуть зрителя, вызвать у него интерес и удивление, пробудить эмоции. Именно искусство может стать настоящей опорой для человека в трудные времена, дать ему веру в будущее, в скорое возвращение к нормальной, мирной жизни, а главное – понимание ее ценности и хрупкости.
Новый выставочный проект инициирован Художественным музеем «Арт-Донбасс» г. Донецка, реализован во многих городах России (Астрахань, Пятигорск, Курск, Брянск, Тверь, Вологда, Ирбит и др.).
Куратор - Елена Климова
|