Валентина Михайловна Диффинэ-Кристи (1918-2010) — яркая представительница московской живописной школы, прославленной именами Василия Бакшеева, Константина Коровина, Валентина Серова, Леонарда Туржанского.
Валентина Михайловна Кристи родилась в семье выходца из старинного бессарабского дворянского рода, будущего профессора МВТУ им. Н.Э. Баумана, виднейшего специалиста в области тракторостроения Михаила Константиновича Кристи. Окончила Московский художественно-педагогический техникум изобразительных искусств памяти восстания 1905 года (1936), Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова (1946). Среди её учителей – выдающиеся мастера Пётр Петровичев, Николай Крымов, Сергей Герасимов. Во многом будущий художественный стиль полотен Валентины Кристи определили работы её старших современников Константина Юона и Игоря Грабаря. В годы становления колоссальное влияние на молодого автора оказал её однокурсник и супруг, художник Евгений Диффинэ (1914-1942). Импрессионистическую манеру письма она восприняла именно в переложении этого талантливого последователя Константина Коровина.
В послевоенные годы творческая жизнь Валентины Диффинэ-Кристи, тяготевшей к импрессионизму, складывалась непросто. Она пыталась встроиться в реалии художественной среды советского времени. В 1957 году стала членом Московского отделения Союза художников СССР. Много ездила по стране, брала заказы в комбинате искусств, работала над ленинианой, сюжетами гражданской войны, выезжала на пленэр в колхозные поля. Будучи членом «Комиссии по индустрии», ходила на заводы и писала портреты рабочих. Несмотря на это её не миновали ни критика коллег, ни упрёки в формализме, но при любых обстоятельствах она оставалась верна себе.
С 1960-х годов формируется её собственный узнаваемый стиль, который получил название «духовный импрессионизм». Валентина Михайловна говорила, что она никогда ничего не придумывала. Её полотна – видимая ею реальность. По её словам, «в живописи не существует контуров... Границы и предметы определяются только сочетанием красочных пятен цвета объектов живописи. И отношения между ними очень точны, и нужно особое усилие, чтобы постоянно видеть, как сочетаются цвета во всей композиции одновременно. Работая, нельзя допускать случайного или придуманного цвета».
Живопись Диффинэ-Кристи, насыщенная цветом и светом, с годами как бы устремляется «ввысь», становится всё более «надмирной». Меняется ракурс, появляется взгляд с высокой точки. Мерцающее живописное марево полотен, словно светящихся изнутри, обволакивает теплом. В этом воздушном мире, лишённом контуров, границ и рамок, проступают натюрморты, пейзажи, портреты. От деликатного многоцветья художник постепенно переходит к тончайшим колебаниям цвета, и далее — к белому на белом. Образы, и прежде условные, всё больше растворяются в пространстве холста. Эту динамику позволяет проследить экспозиция выставки, состоящая из произведений Диффинэ-Кристи активного периода её творчества с 1950-х до конца 1980-х годов.
Валентина Диффинэ-Кристи сегодня не так широко известна, как она того заслуживает. Между тем её работы находятся во многих музеях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, в постоянной экспозиции Музея русского импрессионизма, в частных собраниях. Экспонаты выставки в Новой галерее предоставлены владельцем коллекции Иваном Никитовичем Хотинским-Сибиряком (Москва). Это очередной шаг к знакомству с мастером, без знания работ которого представление о российском и советском искусстве было бы неполным. Экспозиция дает возможность убедиться, как в действительности разнообразна была эпоха, которую слишком обобщенно принято считать временем глобального социалистического реализма; свидетельствует, как ненавязчиво, но непрерывно тянулась нить, связующая традиции искусства рубежа XIX – ХХ веков с современностью.
Куратор - Виктория Солнцева
|