На протяжении многих веков полюсом притяжения для просвещенных людей является Италия — страна-музей.
Выставка «Русские римляне» представляет творчество русских художников, в разные годы с успехом закончивших в Санкт-Петербурге Академию художеств и получивших возможность совершенствовать свое мастерство в Италии в качестве так называемых пенсионеров.
История пенсионерства восходит к реформаторской деятельности Петра I, который еще в 1690-е годы высказал мысль о необходимости воспитания собственных мастеров живописи и архитектуры. За государственный счет «для усовершенствования в искусствах» русские художники впервые были командированы в Европу в 1716 году. При императрице Елизавете Петровне в 1757 году в Петербурге была основана Академия трёх знатнейших искусств, возродившая систему пенсионерства на новом уровне: продолжать образование за границей направлялись лучшие выпускники. Со времени правления Екатерины II учебное заведение стало именоваться Императорской Академией художеств, а пенсионерские поездки в Европу получили официальное закрепление в её уставе. Позднее оплату учебы особо одаренных учащихся могли взять на себя Общество поощрения художников, Канцелярия Его Императорского Величества и отдельные меценаты.
Во время стажировки за границей, длившейся от трех до шести лет, учащиеся имели возможность путешествовать. Долгое пребывание в Италии давало возможность широкого знакомства с мировыми достопримечательностями, глубокого изучения лучших образцов искусства от античности до нового времени. Художники посещали музеи, копировали шедевры выдающихся мастеров, вели рабочие дневники, писали отчеты. Итогом учебной практики было создание программного произведения на выбранную тему, которое представляли на суд Академии.
Название выставки «Русские римляне» словно подтверждает известное выражение «все дороги ведут в Рим». Наверное, неслучайно слово Рим, по-итальянски Roma, в обратном порядке читается «amor», что на многих языках означает «любовь». Именно вечный город стал настоящей Меккой для большинства русских художников, образовавших в первой половине XIX века обширную колонию, большинство которой составляли учащиеся Академии художеств.
За годы существования пенсионерства Рим пережил не одну волну русских колонистов, тесно общавшихся между собой и никогда не терявших связи с родиной. Их мастерские с целью приобретения и заказа произведений посещали путешествовавшие по Европе соотечественники, среди которых были и представители императорского дома, и видные деятели культуры. Учащиеся отчитывались перед альма-матер о ходе стажировки и принимали обязательное участие в российских академических выставках.
В экспозиции представлено более семидесяти произведений сорока авторов. Многие из них в силу разных обстоятельств навсегда остались в Италии: одни – вернулись на историческую родину (Александр Риццони, Пьетро Кюфферле), другие счастливо обрели новое отечество (Федор Бронников, Виктор Бродзский, Степан Бакалович), третьи не имели средств на обратную дорогу (Федор Матвеев), некоторые нашли здесь последний приют из-за настигших болезней (Михаил Лебедев, Сильвестр Щедрин, Орест Кипренский, Василий Штернберг, Карл Брюллов).
Первым русским художником, получившим признание в Италии, стал Орест Кипренский, член Неаполитанской Академии. Он удостоился великой чести получить заказ от знаменитой галереи Уффици во Флоренции написать автопортрет для зала, в котором собраны портретные образы великих мастеров. Безусловным авторитетом обладал у итальянцев Карл Брюллов, член Академии Святого Луки в Риме, Академии Брера в Милане, Академии изящных искусств в Парме и профессор Академии изящных искусств во Флоренции. Сильвестр Щедрин по сей день является культовой фигурой у жителей Сорренто.
На выставке можно увидеть: многочисленные виды итальянских городов, Рима и его окрестностей (картины Ф. Матвеева, С. Щедрина, Н. Чернецова, В. Раева, Н. Ге, Ф. Бронникова); произведения на библейские сюжеты («Голгофа» П. Басина, «Христос в Эммаусе» Е. Сорокина, «Богоматерь с младенцем» Ф. Бруни, «Христос в Гефсиманском саду» Н. Ге, «Соломонов суд» и «Христос двенадцатилетний во Храме Святая Святых» М. Козловского); жанровые сцены В. Штернберга, А. Егорова, М. Силаева, В. Якоби, А. Риццони, С. Бакаловича, О. Кипренского, К. Брюллова; портреты современников, среди которых особую ценность представляет написанный в Риме прижизненный портрет Н.В. Гоголя кисти Ф. Моллера; скульптурные композиции В. Бродзского, М. Козловского, П. Кюфферле; произведения Ф. Толстого - рельефы-медальоны, посвященные Отечественной войне 1812 года и заграничным походам 1813-1814 годов, и графические иллюстрации к «Душеньке» И.Ф. Богдановича; примеры произведений итальянизирующего жанра (П. Черкасов, М. Козловский).
С третьей четверти XIX века художники-пенсионеры обратили свои взоры в сторону Франции. Посещение Рима по-прежнему оставалось главной образовательной частью зарубежной стажировки, но интерес к академическим штудиям в Италии постепенно уступал место урокам пленэра художников барбизонской школы. Из «русских римлян» второй волны, испытавших в своем творчестве импрессионистические приемы нового времени, но сохранивших верность принципам академизма, на выставке представлены Г. Семирадский, П. Сведомский, С. Бакалович, А. Риццони, В. Бобров.
Выставка позволяет проследить становление русской академической школы, основы которой были заложены античной и ренессансной традицией. Русские римляне, получившие европейскую прививку, не только оставили бесценное художественное наследие, но и сыграли определяющую роль в формировании русской национальной школы, ставшей в XIX веке в один ряд с европейским искусством.
Основная часть экспонатов выставки — из собрания Ивановского художественного музея, одиннадцать картин принадлежат нашему давнему партнёру — Ярославскому художественному музею.
Галина Солнцева
|