Когда-то к одному из ее проектов написала рецензию (которая понравилась художнице) заведующая художественным отделом музея «Новый Иерусалим» Людмила Денисова, отрывок из которой мы и публикуем.
«…Татьяна Петрова творит вопреки нынешней конъюнктуре, расчетам, модным веяниям. Она живописец от рождения, поэтому для нее не стоит вопрос актуально или нет искусство живописи. Язык живописи для художницы – это тот органичный язык, на котором она выражает свои мысли, чувства, раскрывая перед зрителем свой внутренний мир. Надо отметить, что такое понятие как «внутренний мир художника» редко фигурирует в лексиконе пишущих о современном искусстве. Этот термин был порожден эпохой романтизма, эпохой недолговременной в русском искусстве, но оказавшей влияние на многие процессы в последующие периоды. В искусстве ХХ века романтические тенденции ярче всего проявились на рубеже веков в творчестве символистов, а затем у художников объединения «Маковец». Нашло своего продолжателя это направление и в советском искусстве 1960-1970 гг., воплотившись в «несвоевременных» полотнах-грезах до сих пор недооцененного мастера И.И. Купряшина (1934-1977).
Творчество Петровой, кажется, напрямую наследует традиции романтизма, претворяя их на новом витке внутренней и живописной свободы. Многое ей сделано буквально за последние два года, и можно проследить, как она постепенно набирает эту свободу. Через модуляции цвета, сложную фактуру, построенную на открытых динамично-трепетных мазках, через сочетание абстрактных и фигуративных форм художница достигает одухотворенности пространства, стремясь раздвинуть его до бесконечности, создавая на плоскости холстов иллюзию бесконечного пространства, заполненного человеческими фигурами. «Пространство» и «время» - пожалуй, так можно определить тематику многих произведений, созданных Петровой.
Дуализм восприятия мира, свойственный романтическому сознанию, органичен для Татьяны. Ее мир, мир духовно преображенный. Поэтому простые сцены ей могут навеять воспоминания о евангельских, вечных сюжетах. Так происходит с картиной «В поле. Жгут костры» (2007), в подтексте которой читается сюжет «Бегства в Египет».
Но даже там, где художница обращается просто к пейзажу, реально увиденное и непосредственное соединяется в них с глубоким обобщением. Лучшие пейзажи Петровой как бы сотканы из воздуха, и они кажутся не просто пейзажами, а частью прекрасного мироздания. Эмоциональность же полотен достигается, прежде всего, через цветовую гамму, то открытую, насыщенную, со всполохами красного и ярко-голубого цвета, то состоящую из тонких, приближенных друг другу жемчужно-серых и золотистых тонов».
Выставка в Художественном музее с многосмысловым и жизнеутверждающим названием, выставка цвета солнца, неба и воды, посреди чего человек счастлив и благополучен, - как заряд энергии и вектор безопасного и правильного пути. Брод есть – важно успеть ступить на этот правильный путь.
Куратор - Лариса Башкова
|