Выставочный проект, приуроченный к фестивалю актуального искусства в Иванове, парадоксально объединяет шедевры авангарда 1910-1920-х годов из собрания Ивановского художественного музея (И. Машков, О. Розанова, А. Экстер, Б. Шапошников, Д. Штеренберг) и лучшие произведения неофициальных художников второй половины ХХ века (А. Зверев, О. Рабин, Д. Краснопевцев, В. Немухин, Л. Мастеркова и др.). Это более 30 работ периода «советского ренессанса» из коллекции Музея AZ и его основателя Наталии Опалевой.
Знак вопроса в названии провоцирует полемику, указывает на дискуссионность проекта: правомерно ли говорить о «втором авангарде» 1960-70-х годов? Что или какие критерии определяют авангардность того или иного произведения?
Начав с очевидных перекличек на уровне сюжетов и мотивов (каждый из выставочных залов имеет тематическое обозначение – «Букет», «Валет или туз?», «Селедка», «Цветоконструкция» и т.д.), кураторский замысел предлагает увидеть общие духовные основы художественных новаций начала ХХ века и поисков нового пластического языка в эпоху «оттепели».
Сегодня все эти смелые, радикальные эксперименты превратились в мировую музейную классику – и это еще один парадокс авангарда.
Существует ли авангард в ХХI веке? Вопрос и сейчас остается открытым. Одним из ответов на него могут служить произведения медиа-художника Платона Инфанте, впервые показанные в проекте «Игра» Музея AZ (2017).
Выставка расширила границы заявленной темы активным включением в экспозиционный ряд ивановских агитационных тканей, футуристических стихов 1910-1920-х годов и перекликающихся с ними отрывков из поэмы Анатолия Зверева «О живописи» (1960).
Идея и разработка проекта:
Генеральный продюсер Наталия Опалева
Куратор Сергей Соловьев
Координатор Ирина Голубева
Архитектура и дизайн экспозиции DD:A|D
Руководитель архитектурного бюро Петр Толпин
Архитектура Екатерина Юрченко
Дизайн Ирина Кошелева
Менеджмент Елена Левицкая
|