«Художник и есть та рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу» – именно эти слова Василия Кандинского вспоминаются при знакомстве с творчеством Лидии Демьяновны Савченко (Кайзер). «Космический мир» художницы соткан из импровизаций, объединяющих музыку и цвет, пластику и трехмерное пространство. Ее предыдущие опыты, осуществленные вне родины, тем не менее, очень русские. В них можно разглядеть цветомузыкальность и духовный магнетизм Кандинского, гипнотически-волшебные полеты Шагала, страстную энергетику Сутина.
Новая графическая серия Лидии Савченко (Кайзер) «Осколки вернисажа» – необычная, вызывающая душевный всплеск, с трудом поддающаяся классификации по привычной искусствоведческой номенклатуре. В традиционном понимании линия, контур в графическом искусстве играют роль ограничителя цветового пятна, они удерживают его в границах формы. У Лидии иное: утонченные, постоянно перетекающие линии движутся в пространстве, как в грациозном танце, складываясь в образы – то абстрактные или на грани абстракции, то утрированные, то сюрреалистические. Линия превращена в самостоятельный художественный элемент изображения, вне связи с формой предмета. Линия производит образ, его смыслы: передает впечатление замкнутости или свободы, текучести или угловатости, в зависимости от начертания – легкого и почти пунктирного, свободного от земной тяжести, или сильного, уверенного, решительного.
Импровизация в рисунке и цвете дает подсказки, но полностью не раскрывает и не конкретизирует образы. Кажется, что Лидия творит интуитивно, источая конфигурации линий и волны красочной энергии, словно выпуская на волю непредсказуемые струи клубящейся дымки. Ювелирные контуры черной туши не препятствует свободному цветодинамическому движению лимонно-желтых, голубых, сиреневых пятен акварели. Противоположные цвета создают контраст, сохраняя напряжение рисунка, при этом они точны и элегантны.
«Осколки вернисажа» интригуют: в спонтанности вдруг начинаешь замечать рациональность, при всей откровенности здесь присутствует тайна, при всем стремлении быть понятой – возможность оставаться неуловимой. «Библиотекарь», «Хирург Чанг», «Игрок», «Рыцарь», «Родео», «Поцелуй», «Выпускной» – калейдоскоп рисунков как бесконечность времени, жизни, движения… Переведенные из области конкретно-событийной в сферу сокровенную, эмоциональную, образы Лидии Савченко (Кайзер) становятся лаконичными и изящными формулами ее личных наблюдений, впечатлений, воспоминаний, переживаний, о которых так тонко и тактично может рассказать только женщина. Вот почему в графике Лидии легко узнается «женская рука».
Интеллектуальная свобода, нервный пульс и чувственная энергия «Осколков вернисажа» рождают ощущение сопричастности, дают возможность постигнуть артистическое воображение художницы, ее представления о красоте, гармонии и многогранности мира, оценить уникальность авторского стиля.
Автор текста - Наталья Рыжикова
Куратор - Лариса Башкова
|