В русском искусстве период XVIII - XIX веков можно с уверенностью называть золотым временем портрета. Второстепенный в академической иерархии жанров, портрет, между тем, позволял практически любому хранить и транспонировать во времени и пространстве собственное «я».
На протяжении этих столетий менялись эстетические критерии: гармония чувства и разума уступала место меланхолии и байронической уединенности; уходили в прошлое натурализм и аскетический академизм, а «духовные учителя» и «пророки» сменялись «физиономическим познанием»; буржуазной роскоши салона начинал противостоять рафинированный модерн. Разнообразны были и поводы для написания портретов: «вехи» в жизни и памятные образы друзьям или возлюбленным; «для памяти потомству своему» и пополнение портретных галерей в духе «uomini illustri» (знаменитых мужей) в парадных залах; для эрмитажной Военной галереи 1812 года или галереи «лиц, дорогих нации» П.М. Третьякова. Разнился уровень профессиональной подготовки: от художников-иностранцев, мастеров Канцелярии от строений и иконописцев, «домашних» живописцев и любителей всех сословий до профессиональных художников академической выучки. Но несмотря на разнообразие стилей, вкусов и колебания интереса на протяжении этого времени неизменным оставалось одно: человек смотрелся в зеркало портрета, обретая в нем самоидентичность, эстетические и этические ориентиры.
Произведения в жанре портрета составляют значительную и значимую часть коллекции русского искусства в Ивановском художественном музее. Они были созданы не только отечественными, но и иностранными мастерами. Расширившиеся контакты позволяли первым лицам государства приглашать иностранных мастеров, приобретать оригинальные и заказывать копийные произведения. «Россика» представлена произведениями кисти Б. Деннера, Ж.- Б. Лампи, модных портретистов Э. Виже-Лебрен и К. Барду, Ф. Кюнеля. Безусловно, внимание зрителя привлечет парадный портрет будущего императора Петра III кисти немецкого художника Б. Деннера. Написанный в Гамбурге, образ двенадцатилетнего принца был преподнесен будущей императрице Елизавете Петровне и долгое время хранился в Зимнем дворце.
Эталонный ряд портретов XVIII – начала XIX вв. составлен из произведений выдающихся русских художников А.П. Антропова, Ф.С. Рокотова, М. Шибанова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, С.С. Щукина. Среди изображенных -представители семейств высшей знати и дворяне из «выслужившихся» родов; рядом с известными – ныне безымянные лица. Наряду с явной репрезентацией –эмоциональность и камерность. Портреты конца XVIII – начала XIX вв. это своего рода галерея «эпохи чувства», эпохи, в которой, пусть на короткое время, были приоритетны не социальные роли, а эмоциональная глубина и душевная подвижность. В «сентименталистском» ряду женский образ в исполнении «русского Леонардо» Ф.С. Рокотова и «вольтерьянец» Губарев кисти Д.Л. Левицкого, и портрет С.С. Кушникова, который великий князь Н.М. Романов охарактеризовал как одно из лучших произведений и наиболее типичное для В.Л. Боровиковского.
Редкостью для любой региональной коллекции являются девять произведений В.А. Тропинина. Составляющие монографический ряд, они позволяют познакомиться с основными этапами творчества художника: от сентиментальных образов в духе Ж. Б. Греза, репрезентативных портретов периода расцвета до социальных портретов-типов
Одно из самых значительных произведений в музейном собрании - портрет Ф.И. Прянишникова кисти К.П. Брюллова. Пластическое решение портрета подчинено гармонии чувства и разума; антикизированный фон и лаконичный костюм с поблескивающими орденами словно указывают на строгость вкусов и благородство устремлений. О мастерстве живописца В.В. Стасов писал: «Чем больше всматриваешься в брюлловский портрет, тем больше в нем открываешь всесторонней правды и глубины».
«Провинциальные» портреты, близкие эстетике низовых слоев, создавались для домашних галерей, реже - для гражданских учреждений. Авторство подобных картин зачастую не установлено, отсутствуют сведения об изображенных или художниках, подписавших свои произведения. Большая часть – произведения среднего и малого формата. Несмотря на безымянность и архаизм изобразительного языка они представляют важный пласт отечественного искусства. В этом ряду своего рода исключением стал портрет ростовского купца Д.М. Плешанова. Написанный для богадельни, он был стилизован под «купеческий портрет» внуком-художником П.Ф. Плешановым, профессором Императорской Академии художеств.
Социализация портретного жанра, произошедшая к середине XIX века, проявилась в интересе к возрастным моделям и народным типажам. Она затронула в основном живописцев московской школы. Некоторые из них, такие как С.И. Грибков и Р. Фелицын, так и остались в истории отечественного искусства художниками середины века, а произведения неизвестных мастеров («Девочка у окна», «Портрет старухи в белом платке», «Портрет старика») – талантливыми свидетельствами русской художественной деятельности 1850-1860 годов. Творчество малоизвестных мастеров и художников «второго и третьего эшелонов» представлено единичными работами Е.Н. Хилковой, В.В. Князева, М.В. Брянского и П.Ф. Яковлева.
Произведения последней трети XIX века подчеркивают «музейный» характер сознания не только в общественной жизни России, но и частной. По фотографиям и с натуры создавались портреты для общедоступных и домашних собраний. По заказу П.М. Третьякова В.Г. Перов написал А.Ф. Писемского; по желанию вдовы И.Н. Крамской изобразил князя В.А. Черкасского. В галерее частного музея в Воронеже до 1913 г. находился портрет владельца - дрессировщика А.Л. Дурова, исполненный И.С. Галкиным.
Демократический портрет представлен передвижническими «типами» и образами «новых людей» – «Сестра милосердия» Н.А. Ярошенко, «Женщина-врач» И.Е. Репина, «Сборщик на храм» В.В. Князева. Волной интереса к национальной теме, исторической археологии и этнографии продиктовано обращение художников последней трети XIX – начала XX столетия к «костюмированному» портрету или портрету-жанру.
Завершают экспозицию произведения классиков портрета рубежа веков - К.Е. Маковского, В.А. Серова, Б.М. Кустодиева, Н.П. Богданова-Бельского. Несмотря на стилевую полярность они отличаются эстетизмом колористической гаммы, артистичностью исполнения.
Елена Белянина
|