Выставка современных авторов, многие из которых уже знакомы нашему зрителю, представляет сразу четыре вида искусства. Несмотря на абсолютно разную изобразительную манеру, экспрессия, выразительность, безусловное мастерство и, в каком-то смысле, одержимость искусством послужили объединяющей энергией для создания выставочного проекта. Тем более, что герои выставки – настоящие «товарищи по искусству» со схожими эстетическими принципами и взглядом на мир. Невзирая на различие художественных приемов и методов, изобразительный ряд выставки выглядит логично и естественно. Графика дополняет и предваряет живопись, фотографии сообщают о впечатлениях, мотивах и источниках вдохновения, скульптура дает ощущение завершенности и полновесности холстам и рисункам. К тому же, все авторы так или иначе обращаются к одной из наиболее устойчивых в изобразительном искусстве формул «художник–модель», которая выступает здесь не в жанровом, но скорее мировоззренческом смысле, становится основой для высказывания по самым различным поводам – от мифологии и природной стихии до библейских сюжетов и психологического портрета.
Для Алексея Маркова – это бескомпромиссные поиски идеального ракурса, позволяющего преодолеть плоскость бумаги. Его скульптурный подход к зарисовкам с натуры наводит на мысль об эскизах и этюдах для будущей лепки объема. Сугубо «пластический» взгляд на модель и виртуозное владение анатомическими особенностями человеческого тела возвращают к «академическим штудиям» как основе классического искусства.
В живописи Бахарева, наоборот, доминируют декоративность и цвет. Картинное поле строится как наплывающие друг на друга цветовые объемы. Они то соединяются нежными переливами, то конфликтуют, перекрикивая друг друга. Поверх цветового сплава резкими контурами и графическими штрихами проступают лица, фигуры, архитектурные силуэты. Такова его Венеция, скрывающаяся за частоколом из брутальных свай – один из шедевров выставки. Казалось бы, – видение, мираж в морской дымке. Но, несмотря на экспрессию и условность объемов, художник передает впечатление приближающегося Сан Марко с достоверностью топографа. Вид на собор сквозь вколоченные в дно канала «палине» - отдельно стоящие деревянные сваи из редких пород дерева - делает романтическое видение реальным и осязаемым.
Игрой-диалогом с классическим искусством виртуозно владеет скульптор и рисовальщик Владимир Бабин, буквально вдыхая новую жизнь в забытых где-то в Серебряном веке утонченных маркиз, нимф, панов и лелей. В нестройном танце причудливо изгибаются языческие божества, герои античных мифов, фантастические животные и птицы.
Знаки внешнего мира подсказывают художникам сюжеты и образы, или же их романтическая греза воплощается в обыденном и знакомом, но, так или иначе, взгляд художника создает из купальщицы пленительную наяду, а из веселого мужичка с гармошкой - героя и пророка. Художники и их модели, как всегда, обитают в своем зорко оберегаемом таинственном мире искусства, к которому зрители могут прикоснутся лишь с их разрешения и благословения.
Кураторы – Александр Бабин, Владимир Бабин
Автор текста – Светлана Воловенская
Координаторы от ИОХМ – Елена Климова, Виктория Солнцева
|