Сагиров, мечтатель и романтик, родившийся на хуторе Митрофаново, всей душой рвался в большое искусство и большие города. Его манил блеск Парижа – столицы живописи, огни Нью-Йорка, где ежедневно рождались новые формы и рушились старые, тайны Петербурга, в котором имперский снобизм классической школы шел рука об руку с крикливым, но человечным андеграундом.
Яркие краски другой жизни, так не похожей на серый деревенский быт, окружавший юного Наиля, казались недоступной роскошью – такими писали его кумиры Ван Гог и Матисс, разве мог он поставить себя в один ряд с гениями? Разве мог даже мечтать вырваться из деревни в сверкающий мир арт-кафе и вернисажей, где на художников смотрят как на небожителей, а не как на чудаков, не пригодных к сельхозработам?
Казалось, шансов не было. Но неожиданно Наиля поддержала семья. Родители, простые верующие люди традиционного склада, понимали, что рожденный писать картины, не должен стоять у фабричного конвейера. Они любили своего сына и дали ему возможность расправить крылья, улететь в далекий Ленинград, выбрав неблагодарную, переменчивую судьбу художника.
Для молодого живописца, окончившего Академию Художеств, были открыты все пути, все стили и направления – и Наиль, стремившийся как можно дальше оторваться от обыденности, выбрал для себя яркую, достаточно условную манеру живописи. Обладая невероятно острым декоративным чутьем, он писал завораживающие пёстрые полотна, напоминающие восточные ковры, и стилизованные композиции, в которых лишь угадывались предметы и фигуры. Он писал музыку и танцующих женщин, скорость и скачущих лошадей, ветер и венецианские гондолы. Яркие краски, о которых будущий художник когда-то мечтал, глядя в окошко деревенского дома, казалось, теперь навсегда определили его творческий путь.
Но среди авангардных, вызывающе «разноцветных» произведений Наиля Сагирова вдруг, как будто сам собою, родился заснеженный деревенский пейзаж... а потом еще один… И внезапно именно малая родина художника, город Иваново и русская деревня становятся главной темой его произведений. И яркие краски уступают место самым прекрасным в мире сочетаниям русской природы – тонким, изысканным, почти монохромным. В живопись художника стремительно входит реализм, от которого с юношескими максимализмом он пытался отгородиться в начале пути. С новым вдохновением он пишет и Петербург, в котором находит новые сюжеты и новую, неяркую красоту.
Этот зрелый период творчества Наиля Сагирова он сам называет «возвращением». Возвращением к истокам, к своему дому, своей личной, а не заимствованной, памяти, к своему «я». Работы художника находятся в музеях и США, Финляндии, Франции, но для него важнее признание на Родине и любовь огромного количества учеников, которых он бережно вводит в мир живописи в своей школе на Васильевском острове, недалеко от Академии Художеств.
Мечтатель из Иваново продолжает идти своим собственным путем, раздумывая, размышляя, освобождаясь от случайных идей и храня верность вечным идеалам.
Искусствовед Татьяна Леняшина |