Анатолий Алексеевич Смирнов родился 24 мая 1937 года в учительской семье в городе Балта Одесской области. После окончания средней школы переехал в Москву, поступив на работу в мастерскую по реставрации памятников архитектуры института Моспроект. С 1956 по 1962 годы учился в Московском архитектурном институте (преподаватели – А.А. Дейнека, Б.П. Милюков, В.Ф. Кринский, И.В. Ламцов, М.И. Синявский). Дипломный проект – гостиница Националь в центре Москвы. По окончании института основной сферой деятельности Анатолия Смирнова становится создание проектов интерьеров, малых архитектурных форм и выставок в комбинате художественных работ Худфонда. В 1965 году он переезжает в Иваново и работает в ивановских мастерских Худфонда РСФСР. В 1966-1969 годах Анатолий Смирнов – главный архитектор Иванова, активно занимающийся разработкой и утверждением генерального плана города. С 1968 года – член Союза архитекторов СССР, с 1989 – член Союза художников СССР. Участник республиканских и российских выставок монументального искусства. В 2012 году награжден почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации.
Масштабная экспозиция представляет около ста эскизов монументальных работ второй половины ХХ века – периода активной творческой деятельности автора, особое внимание уделяющего работе с витражами, мозаиками и цветными левкасами.
Творчество художника разнопланово: от выразительности примитива с яркой стилизацией форм, декоративности, где автора больше увлекает ритм пятен, линий, цветовые контрасты, до концептуальности и выверенности образов и композиций. Тема научно-технического прогресса, образ человека – покорителя пространства и времени воплотилась в масштабных мозаичных панно, выполненных Анатолием Смирновым для одного из корпусов Ивановского государственного энергетического университета (едва ли не единственная сохранившаяся работа мастера, с которой можно познакомиться воочию).
Выставочный проект – не только презентация имени; он поднимает остро стоящую проблему сохранности самой эффектной и вместе с тем самой уязвимой части советского художественного наследия: мозаики и декоративные панно как атрибуты той архитектуры уходят в прошлое. Город растет, меняется, и все, не соответствующее новым вкусам и утилитарным задачам, безжалостно уничтожается: монументальные росписи сбиваются, упрощается декоративное оформление. Сохранившиеся же произведения медленно разрушаются, а всякие «поновления», выполненные в авральном порядке и непрофессионально, лишь искажают первоначальный художественный облик, нарушая авторский замысел.
Выставка не только представляет своего рода лабораторию монументалиста. Она позволяет проследить путь от зарождения художественного образа до воплощения его в реальность, узнать, как из малого вырастает масштабное. В большей степени она дает повод задуматься над тем, каким будет лицо города в будущем.
Куратор выставки - Елена Климова |