Выставка «Девочка в зелёном платье и другие…» представляет предметы искусства, поступившие в музейное собрание на рубеже веков, с 1990-х по 2010-е годы, при переходе из бурного XX века в не менее динамичный и непредсказуемый XXI век. Ежегодно друзья музея – художники нашего края, постоянные участники выставок - персональных и коллективных, российские авторы и зарубежные гости, творческие организации (яркий пример – галерея «Союз Творчество»), меценаты и жители нашего города вносят свой вклад в пополнение музейного фонда.
2017 год ознаменовался важным событием - Некоммерческая организация «Возрождение традиций» Фонд Сергея Ролдугина (Москва) приобрел в собрание Ивановского художественного музея картину «Девочка в зеленом платье» (1961-1962) – произведение выдающегося советского художника, члена группы «ОСТ», представителя русского авангарда 1920-х -30-х годов Александра Аркадьевича Лабаса, чьи полотна - в собраниях крупнейших музеев России и мира. Это дало повод вспомнить о том, как по-разному складывалась собирательская деятельность музея в течение последних двух десятилетий. Поступившие за этот период вещи – а это более 10 тысяч единиц хранения - не только обогатили коллекции живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и археологии, - они - уникальный резерв для научно-исследовательской работы и выставочных проектов будущего.
Научное комплектование фондов – это результат целенаправленной деятельности музея. Однако порой происходят удивительные истории, когда вещи попадают в музейное собрание путем неожиданных находок, благодаря инициативе сотрудников или элементарному любопытству (пример тому - пострадавшая от пожара «Девочка с яблоком» А.Н. Самохвалова (1928) и выброшенный кем-то и случайно найденный дворником графический лист Г.С. Верейского (1926). Нередко поводом для приобретения произведений в собрание становятся резонансные выставки в стенах музея, - так появились работы художников «Московской студии» - В. Дубосарского и А. Виноградова; Ю. Ващенко, О. Кулика, М. Рогинского и М. Митурича (дар Б.Ф. Бельского, проект «Арт-Москва»), Валерия Кошлякова (проект «Вторжение в музей»), Франка Уильямса, Кирилла Данелии, Акелай Зелл, Омара Годинеса, Сергея Соколова, Александра Климохина и многих других. В 1990-е годы Художественный музей был площадкой сосредоточения ведущих представителей ивановского андеграунда – Валерия Бахарева, Евгения Куваева, Александра Белова. В конце 1990-х годов в собрание музея поступили согласно завещанию произведения народного художника России А.И. Морозова. Наряду с этим коллекция пополнялась и пополняется работами художников реалистического искусства, - это полотна А.С. Бесщапова, М.А. Клещар-Самохваловой, А.В. Коверина, С.Д. Кожаева, А.И. Кувина, М.И. Малютина, Р.Ф. Михайлова, Ю.А. Савинова, Б.С. Павлова, В.В. и Н.П. Родионовых. Объемна коллекция графики, за двадцать с лишним лет в ней появились сотни экспонатов разного масштаба – от рисунков Элия Белютина до авторских колод карт.
Цель выставки – показать особый аспект музейной жизни – фондовую деятельность, скрытую от глаз посетителей. Специфика художественных выставок в том, что можно в ограниченном пространстве воссоздать и образ эпохи 1960-х – 1970-х годов (живопись А.А. Лабаса, А.Н. Самохвалова, П.Б. Крайц, А.И. Морозова, В.А. Скалкина, А.И. Кувина, графика А.Ф. Сафроновой, С.В. Герасимова, В.Н. Петрова-Камчатского, Ю.Н. Марчевской, авторские ткани и предметы декоративно-прикладного искусства), и мистически-религиозный мир (работы В.Т. Ершова, В.М. Бахарева, В.В. Марушко, О.А. Флоренской,), и сложную, многогранную картину творческого поиска художников советского периода и современности – Т.Г. Назаренко, В.Н. Немухина, С.Н. Соколова, А.П. Белова и других, и уголок старого города с археологическими находками из Аптечного переулка, и мастерскую художника с извечным классическим сюжетом «Художник и модель» (живопись А.В. Климохина, Э.А. Жареновой).
В экспозиции - произведения множества направлений – авангард, реализм, андеграунд, экспрессионизм, суровый стиль, искусство постмодерна и салонная живопись. Следуя пунктирной линии, проведенной от 1920-х до живой современности, зрителю предлагается стать участником краткой, кадрированной истории искусства последнего столетия. И всё это - в рамках непрерывно и последовательно формирующейся благодаря усилиям многих людей коллекции музея.
Куратор - Виктория Солнцева |