Проект «Частная коллекция», в рамках которого открылась выставка, - вот уже десятилетие, если не более, продуктивно работающий формат отношений Художественного музея и частных коллекционеров, иллюстрирующий устойчивый интерес музея к частной собирательской деятельности, вектор и высокие критерии историко-художественной ценности которой заложены еще в начале прошлого века Дмитрием Геннадьевичем Бурылиным.
Коллекция Эдуарда Донцова, в прошлом известного художника текстильного рисунка, разнопланова, формировалась десятилетиями с особым тщанием и личными предпочтениями, помноженными на глубокий интерес к истории отечественного искусства и знания современного художественного процесса. Она чем далее от начала в 1985-ом, тем более становится универсально привлекательной как для персональной выставочной истории, так и для партнерства с такими авторитетными институциями, каким является музей.
«Куда уходят корабли…» - это овеянная романтикой дальних странствий и сладко щемящим сердце чувством свободы тема «в исполнении» известнейших русских и, в частности, ивановских художников: прислонившие к родному берегу разогретые солнцем просоленные бока корабли («Туапсе. Судоремонтный завод» М. Уткина (1962) и «Праздник на кораблях. Севастополь» А. Кротова (1961); трудовые будни грохочущего кранами порта («Порт» Л. Успенского (1968) и «Одесский порт» М. Агеева (1976); маячащая «там, за туманами…» обетованная земля, где любят и ждут («Гурзуф. Бухта» О. Бетехтина (1954) и «Бухта. Новороссийск» Г. Максимова (1981); разомлевшие от солнечной неги отдыхающие всматриваются вдаль, провожая взглядом скользящий на волне парус («Коктебель. В тени» А. Лабаса (1954).
Экспозицию сопровождают ставшие библиографической редкостью каталоги выставок ивановских художников 1920-х-50-х годов, иллюстрирующие насыщенную художественную жизнь того времени, и издания о художниках.
Презентация выставки собрала художников и коллекционеров, любителей и ценителей русского искусства, а лучшим подарком коллекционеру стал крымский пейзаж 50-х годов ХХ века «Светлый день» Игоря Спирина, которую вручил Эдуарду Донцову Аркадий Романов.
Куратор - Лариса Башкова
|