Среди представленных вниманию зрителя авторов такие известные мастера как И.Е. Репин, К.А. Коровин, С.А. Виноградов, А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст, З.Е. Серебрякова, М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова. Имена других художников для многих посетителей, возможно, прозвучат впервые, но знакомство с их творчеством станет приятным открытием: М.М. Гермашев, А.В. Исупов, Н.К. Калмаков, М.А. Федорова-Ионова, Н.В. Харитонов. Выставка являет собой пеструю, разнообразную картину русской художественной жизни начала XX в.: стили, направления, маршруты, человеческие судьбы сменяют друг друга как картинки в калейдоскопе. Здесь соседствуют представители разных стилей, направлений. объединений: академисты и передвижники, импрессионисты и символисты, представители авангарда.
Вековой юбилей революции 1917 года стал поводом для обращения к уже достаточно известному, но по-прежнему актуальному и активно исследуемому явлению искусства русской эмиграции первой волны. Наряду с представителями политической и экономической элиты, участниками белогвардейского движения, страну покинуло немало представителей творческих профессий, в том числе художников. Большая часть представителей первой волны русской эмиграции (1918 – 1939) не вернулась в Россию, но и не растворилась в новой среде. Бережно сохраняя свою национальную идентичность (язык, культуру, традиции, быт), они фактически образовали другую, «зарубежную» Россию. Значимая роль в сохранении дореволюционного культурного наследия принадлежит и представителям художественной эмиграции.
Небесспорно и неоднозначно название выставки. «Интервенция» подразумевает агрессивное вмешательство во внутренние дела другого государства. Но наша выставка – не о военном иностранном вмешательстве, какое случилось, например, в России в годы гражданской войны. Она – о вмешательстве в зарубежную культуру, порой не вполне явном, подчас не совсем осознанном самими художниками, и борьбе за влияние в сфере культуры, которое повели представители русской художественной эмиграции за рубежом. Оставляя родину в силу сложившихся исторических обстоятельств, они невольно включились в эту борьбу, желая реализоваться как художники, не растерять полученного в дореволюционные годы признания (и не все, конечно, в этом преуспели). Произведения, созданные еще до отъезда из России, демонстрируют уровень мастерства, которого достигли авторы к моменту отбытия за рубеж. Знакомясь с биографиями представленных на выставке художников, узнаешь о географии их расселения; помимо западной Европы с ее художественными центрами (Париж, Берлин, города Италии), она включала в себя и Новый Свет (В США работали С. Судейкин и С. Сорин, Н. Фешин и Н. Харитонов, П. Трубецкой и Б. Микешин), и Страны Азии и Африки (несколько лет в Египте успешно трудился И. Билибин, долгое время в Японии преподавала и творила В. Бубнова, в Китае – супруги Кичигины). Факты биографий говорят и о разных способах влияния художников на зарубежный художественный процесс, и в частности, на публику. Так, можно выделить работы сценографов в знаменитых театрах (А. Бенуа для Комеди Франсез, Гранд Опера, Н. Бенуа для Ла Скала, С. Судейкин и М. Добужинский – для Метрополитен Опера) или труд художников кино ( например, А. Арнштама или Ю. Анненкова, удостоившегося «Оскара» в 1953 г.), иллюстраторов книги (К. Сомов, А. Экстер, А. Арнштам, В. Фалилеев и др.), искусствоведческие труды (такие, как книги Г. Лукомского по истории европейского искусства, неоднократно отмеченные наградами во Франции), преподавание и участие в международных выставках, даже портретные работы на заказ (например, членов британской королевской семьи в исполнении С. Сорина).
Вклад представленных здесь художников в сокровищницу мировой культуры теперь не подлежит сомнению, и выставка – прекрасный повод для обстоятельного знакомства с некогда утраченной, но в последние десятилетия вновь обретенной частью русского изобразительного искусства.
Куратор - Андрей Санников |