Кротовы – заметная в Иванове творческая династия, начало которой положил один из лучших пейзажистов и маринистов своего времени Александр Кириллович Кротов. Три поколения этой семьи – талантливые художники и педагоги художественного образования.
Вся жизнь ивановского художника и краеведа Владимира Кротова связана с нашим городом. Здесь он родился, окончил художественное училище, где преподавал потом рисунок и живопись, работал художником-оформителем в театре музыкальной комедии. Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, став искусствоведом. Много лет трудился в Ивановском областном художественном музее и в отделении Российского фонда культуры, в 1995 году вступил в Союз художников России.
В начале 1970-х, из любознательности оказавшись в Саду имени 1-го мая, где собирались коллекционеры и книголюбы, недавний выпускник художественного училища был потрясён старинными открытками с видами Иваново-Вознесенска. С тех пор увлёкся и собрал не только уникальную коллекцию открыток, фотографий, архивных материалов, книг, но стал обладателем энциклопедических знаний по истории родного края.
Повседневная и праздничная жизнь города, его ландшафт, архитектура, легендарные события… Представление об этом – одна из важнейших форм связи с духовным наследием Отечества. Как хранитель родовой памяти, город вдохновляет, побуждает к творчеству. Неслучайно особенностью ивановской художественной школы было неизбежное обращение живописцев и графиков к теме мемориального городского пейзажа, среди его «адептов» – Сергей Бурылин, Серафим Троицкий, Иван Нефёдов, Николай Секирин, Михаил Пырин, Валерий Пахров, Нина и Валерий Родионовы, Александр Ермолаев, Николай Максимычев, Валерий Ефремов, Владимир Маяковский…
Тем не менее жанр, в котором работает Владимир Александрович Кротов, уникален: на сегодняшний день он единственный живописец, который в своих картинах детально воссоздаёт реальный градостроительный облик «досоветского» Иваново-Вознесенска, используя метод исторической реконструкции.
В широком смысле «реконструкция» – это воссоздание материальной и духовной культуры той или иной эпохи и региона. Применительно к живописи «историческая реконструкция» – это не обычный городской пейзаж, рождённый из натурного этюда или по памяти: у Владимира Кротова планировка улиц, комплексы строений, внешний вид каждого здания основаны на тщательном изучении, сопоставлении, анализе исторических источников. Опосредованно – устных – тех, что хранит цепкая человеческая память (художник в своё время немало общался со старожилами города, с потомками владельцев домов и усадеб, был дружен с выдающимися архитекторами, историками и краеведами прошлого). Из письменных источников – редкие архивные документы, статьи, журналы и книги. Но всё же во главе угла – источники визуальные – чертежи и планы домов, аутентичные открытки и фотографии Иваново-Вознесенска тех лет. Многие годы Владимир Кротов увлечённо работает в архивах, фондах музеев и библиотек. Найти фото утраченного строения, рассмотреть декор церковного изразца, деталь резного наличника – радость и удача.
Второй этап реконструкции – творческий. Работа художника начинается с создания наброска, затем уверенного карандашного рисунка или акварельной открытки. Следующая ступень – эскиз чуть большего формата, за ним следуют более подробные этюды. Итого для создания «парадной» законченной картины – от трёх до десяти подготовительных работ. Это настоящая творческая лаборатория, в которую критично настроенный к себе художник мало кого допускает – лишь выставка даёт редкую возможность увидеть малую толику этой «кухни» в формате «от замысла к воплощению».
Хронологически время, предпочтённое мастером, – конец XIX – начало XX века. Его главный объект – исторический центр города – территория современных площади Революции и Пушкина, проспекта Ленина и Шереметевского, многочисленных прилегающих улиц – 10 Августа, Красной Армии, Почтовой, Крутицкой, Палехской, Смирнова, Аптечного переулка, имевших в прошлом другие названия – Георгиевская, Фёдоровская, Лесная, Павловская, Покровская, Поповская, Панская. «Красная линия» застройки того времени была представлена в основном двухэтажными домами с каменным нижним и деревянным верхним этажом, фабриканты и богатые купцы предпочитали особняки и усадьбы в стиле модерн и неостилях, которые возводились по индивидуальным проектам известных архитекторов.
Художник изображает город в разное время года. Зимой очертания пёстрых домов с ярко-зелёными и кроваво-красными крышами выделяются на фоне сливающегося со снегом морозного белого неба – эти картины живописны, наполнены воздухом, написаны в свободном, мягком, пленэрном стиле. Совсем иные летние пейзажи: прячущееся за облаками солнце ярко освещает улицы, на землю и плоскости стен ложатся резкие тени, а манера письма становится более жёсткой и графичной. Безусловное влияние на цветовую палитру художника, а быть может, и на рождение самой идеи живописной реконструкции, оказали знаменитые цветные фотографии видов Российской империи Сергея Прокудина-Горского, в том числе снимавшего Кинешму и Плёс в далёком 1910 году.
Иваново-Вознесенск предстаёт то тихой провинцией с рядами уютных домов с мезонинами, палисадниками и дымящимися печными трубами; то торговым местом с базаром, лавками, магазинами и трактирами, увенчанными не придуманными вывесками с именами владельцев; то духовным центром с мощными колокольнями и многоглавиями белокаменных церквей, которых больше нет – Крестовоздвиженской, Рождества Христова, Троицкой, Покровской…
Фронтальная застройка, эпические панорамные виды с высокой точки, уходящие вдаль перспективы улиц соседствуют с как бы случайно выхваченными кадрами будничной повседневности – извозчики, пролётки, санные повозки с лошадьми, спешащие по своим делам люди обеспечивают подлинность зрелища, обостряют иллюзию реальности, эмоциональной сопричастности к ушедшей эпохе.
Авторитетный краевед и искусствовед, одарённый художник и увлечённый коллекционер – такое редкостное сочетание позволяет В.А. Кротову уловить тонкий баланс между жанром городского пейзажа и точностью исторического документа, гениально воплотить разрозненное собрание «осколков памяти» из фотографий, воспоминаний и чертежей в оживший город прошлого – сохранившийся и утраченный, уже незнакомый, но пока ещё узнаваемый, дающий зрителю шанс сопоставить его с реальным городом наших дней.
Наталья Рыжикова
|