Произведения живописи, графики, скульптуры из собрания Ивановского художественного музея и книжные издания из фондов Областной научной библиотеки призваны составить художественный и исторический контекст шедевру Павла Федотова: от романтизма, сентиментализма и натуральной школы первой половины XIX столетия до реализма, получившего мощное развитие в русской культуре с 1860-х годов.
Павел Андреевич Федотов (1815-1852) начинал как полковой хроникёр и художник-дилетант, изучавший портреты Джорджа Доу и нидерландских мастеров в Эрмитаже. Он отдал профессиональному искусству всего несколько лет, лелея мечту стать «русским Хогартом» с лёгкой руки баснописца Ивана Андреевича Крылова.
В 1850-м году под влиянием череды драматических внешних событий и печальных обстоятельств семейного свойства художник оказался на грани сильнейшего душевного надлома. Гоголевский «смех сквозь слёзы», присущий картинам «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» и принесший Федотову заслуженный успех в обществе, был им сознательно оставлен. Выбрав новую тему - вдовушки, оставшейся без средств к существованию, - художник обратился к натуросентиментализму, «карамзинской традиции», продолженной в 1840-е годы молодым Фёдором Достоевским.
Напряжённая до изнурения работа над картиной заняла у Павла Андреевича Федотова два года. Замысел был необыкновенно дорог ему не только в силу печальных семейных обстоятельств. «Вдовушка» стала первой живописной картиной Павла Федотова и первой картиной в русском искусстве столь трагического звучания.
Художник, не раз утверждавший, что не может работать «из головы» и должен увидеть своих героев, напряжённо искал свою «вдовушку»: общий облик модели, глаза, поворот головы, изгиб шеи. Разрабатывая варианты портретной характеристики, удлиняя или укорачивая пропорции фигуры, меняя глубину изображаемого пространства, общую свето- и цветочувствительность, детали предметного окружения, Павел Федотов двигался от идеи к натуре, от натуры к идеалу, искал практически недостижимого.
Не обошлось и без мистических событий в духе Гоголя. Как свидетельствовал в мемуарах друг и однополчанин Федотова Пётр Лебедев, освещение в картине (горение свечи) и секрет красок для «Вдовушки» Федотову открыл именно Брюллов, якобы явившийся во сне. А вместо портрета умершего мужа героини Павел Федотов во всех вариантах настойчиво помещал собственное изображение.
В единственном завершённом и наиболее натуралистичном варианте «Вдовушки» (ИОХМ) прежде всего акцентирована «слёзная печаль» героини: черты одутловаты, а фигура утратила грациозность молодости. В более холодном по тональности варианте «Вдовушки» с лиловыми обоями (ГТГ) - молодая женщина «преграциозная и прехорошенькая», в стиле портретов Карла Брюллова. Обе «Вдовушки» (вариант ИОХМ и вариант ГТГ) близки друг другу с точки зрения описательных подробностей. Догорающая свеча освещает край алькова, фуражку покойного мужа-офицера, изображённого на портрете на комоде рядом с иконой, серебряную посуду на полу с бирками и печатями: имущество описано, вдовушка должна съехать с квартиры.
В ещё одном варианте «Вдовушки» ГТГ (с зелёной комнатой) пространство обступает фигуру более тесно, изменена перспектива, а черты героини приобрели сходство с ангельским ликом. Женские формы более изысканны: будущая беременность едва угадывается. Свеча не освещает, а скорее подчёркивает ощущение обволакивающего сумрака — эквивалент пушкинского «свеча темно горит…».
В варианте с обрезанной фигурой и зелёной комнатой (ГТГ) напряжение достигает своего пика: пространство и детали интерьера доведены до формульного минимума, а свет окна и тусклый свет свечи почти не разгоняют мрака. Незавершённость письма, очевидная в изображении руки героини и портрета на комоде, рождает ощущение живописи «сфумато».
Эволюционирование художественного замысла воплотить трагедию жизни через идеальное воплощение кротости - Мадонну - стала для Павла Федотова сверхзадачей, высотой, которая забрала все душевные силы и ясность рассудка, и рубежом, после которого должен был последовать роковой финал.
В апреле 1852 года художника поразила тяжёлая болезнь, от которой он так и не сумел оправиться. 14 ноября 1852 года Павел Андреевич Федотов умер в казённой больнице. Однако вся его жизнь, посвящённая высокому искусству до самоотречения, является, пожалуй, лучшим из всех его произведений.
Елена Белянина
|