Известная со времен античности, сатира не утратила актуальности и в современном мире. Карикатура – визуальная форма жанра сатиры – в XXI веке стала вновь заметным явлением в общественной жизни, зачастую провоцируя скандалы и даже настоящие трагедии. В коллекции Ивановского художественного музея хранится около 500 графических произведений (включая листовой материал и альбомные издания) сатирического и юмористического характера. Выставка представляет более 80 интереснейших графических листов, выполненных ведущими европейскими и российскими мастерами XVIII – ХХ веков, и предлагает обратиться к истокам жанра, выделить самые яркие эпизоды в истории развития карикатуры.
Открывается экспозиция работой известного художника, теоретика искусства, «отца английской карикатуры» Уильяма Хогарта «Женитьба на богатой» (1735). Именно творчество Хогарта во многом определило характер английской национальной школы, положило начало систематическому развитию карикатуры как важной области изобразительного творчества. Вслед за ним английские графики-карикатуристы второй половины XVIII – начала XIX веков выработали особый тип карикатуры: они преобразовывали жанровые сцены в особый тип театрализованного зрелища, обнажающего уродливые и смешные стороны действительности. Этот период с полным правом называют «золотым веком» английской карикатуры. Он представлен именами выдающихся мастеров жанра: Джеймс Гилрей, Исаак и Джордж Крукшенки, Чарльз Уильямс, Уильям Эльмс. Главный карикатурист Англии конца XVIII – начала XIX веков, талантливый художник Джеймс Гилрей создавал яркие, гротескные, доходящие до фантасмагории листы, грубоватые и циничные, отличающиеся эксцентричностью рисунка и эффектными композиционными контрастами. Не уступали им по популярности карикатуры Джоржда Крукшенка – любимца английской публики, создавшего экзотические образы храброго русского казака, неподъемного Людовика XVIII, карлика-Наполеона. Не менее яркие образы, обладающие своеобразной наивной выразительностью и особой экспрессией, создавал художник-самоучка Уильям Эльмс, автор устрашающего образа Генерала Мороза.
Долгое время сила таланта была на стороне англичан, во Франции только после падения Наполеона карикатура начинает серьезно развиваться. В противоположность британским французские карикатуры лаконичны, более изысканны. Французские мастера в первую очередь старались передать портретное сходство, были сосредоточены на описании сюжета, а не высмеивании характера и манер. Вследствие жесткой цензуры во Франции многие художники-карикатуристы предпочитали сохранять анонимность.
Сатирические листы зачастую были тесно связаны с прессой. Многие из них были прямыми иллюстрациями злободневных газетных статей, цитаты из которых иногда включались в подписи к листам. Скорость выпуска карикатур также была под стать газетной, чему немало способствовала беглая, очерковая манера исполнения листов, выполнявшихся с учетом будущей раскраски акварелью, которую обычно осуществлял не сам художник, а мастера-раскрасчики.
В России выделение карикатуры в самостоятельный жанр началось в годы Крымской войны с критических и библиографических обзоров художественных иллюстрированных изданий, а также отдельно издающихся карикатур и лубочных картин. Блестящая пора русской карикатуры начинается с конца 1860-х годов. Лидером среди профессиональных художников-карикатуристов того времени являлся Николай Степанов, главным достоинством работ которого являлись острота образов, меткость характеристик.
При кажущейся наивности и простоте рисунка, русские сатирические листы второй половины XIX века, несомненно, обладают высокими художественными достоинствами. Карикатура заставляет зрителя домысливать сюжет и делать выводы. Большую роль в карикатурах играет текст, который выступает не как простая подпись к картинке, а как раскрытие заявленной темы.
Карикатура советского периода – целый пласт в истории отечественного изобразительного искусства. Уже в 1920-1930-е годы сложились идейно-художественные принципы и стилистика советской карикатуры – её политическая активность, обращение к широчайшим народным массам, критический пафос, направленный против внешних и внутренних врагов революции. Сохраняется тесная связь карикатуры и периодики. Основным сатирическим изданием советского времени был журнал «Крокодил».
Главной темой в работах ведущих карикатуристов 1920-1930-х годов становится угроза Второй мировой войны. Произведения классиков советской политической карикатуры –Дмитрия Моора, Виктора Дени, Кукрыниксов, Бориса Пророкова – отмечены напряжением и острой эмоциональностью. Карикатура времен Великой Отечественной войны представлена небольшими по формату высмеивающими врага плакатами, созданными ивановскими художниками и поэтами. В послевоенное время круг тем карикатуры расширился. Художники обращаются к различным сторонам международной и внутренней жизни: событиям истории, бытовым сюжетам, борьбе с пережитками капитализма и другими моральными противниками строителей коммунизма – тунеядцами, пьяницами и пр.
Карикатура – бесценный исторический документ, визуальный источник информации, носитель духа своего времени. Это своеобразное «зеркало», чутко реагирующее на все изменения в обществе, и, следовательно, являющееся одним из важнейших источников по истории социума. Карикатура злободневна, она появляется обычно как реакция на актуальные события. Эмоциональная выразительность карикатуры, ее острая гротескность и своеобразие изобразительных приемов позволяют отраженному образу/событию быстрее «усвоиться» - смысл изображения постигается быстрее, чем смысл статьи или фельетона, и остается в памяти надолго.
Елена Климова
|