Тема авиации вдохновляла людей со времен появления первых воздухоплавательных аппаратов. И это не удивительно, ведь научиться летать - заветная мечта человека с древности. Смельчаков, грезивших полетами в облака, считали в лучшем случае чудаками, в худшем – настоящими безумцами! И вот научно-технический прогресс рубежа XIX - XX веков позволил воплотить этот дерзкий замысел, – человек взмыл в небо на недоступную доселе высоту. Искусство живо откликнулось на это. Художники Авангарда включали элементы летательных аппаратов в свои футуристические и конструктивистские композиции. Движение, скорость, прогресс… Все это было близко художникам-«революционерам» нового времени. В 1920-30-ее годы наша страна переживала авиационный восторг - имена летчиков Валерия Чкалова, Михаила Громова, Сигизмунда Леваневского и многих других были овеяны славой. На полотнах Александра Дейнеки и Александра Лабаса парили парашютисты, аэропланы и дирижабли, стремительно неслись самолеты, в воображении художников несколько опережая реальные возможности техники своего времени, а будущие летчики – юные мальчишки – заворожено смотрели в небо и видели себя покорителями пространства и хозяевами времени… Подвиги авиаторов в годы Великой отечественной войны вдохновили художников на создание картин, где летное дело было представлено уже не только романтической мечтой или свидетельством победы человеческой мысли над силами природы, но в первую очередь как героический и самоотверженный труд людей, сидящих за штурвалами мощных истребителей. Покорение космоса – запуск первого искусственного спутника Земли и полет Ю.А. Гагарина - вызвало новый всплеск интереса к теме «человек и воздушная стихия», расширив пространство до масштабов Вселенной. В 1950-70-е годы Г. Нисский, Г. Верейский, С. Мурадян, Л. Ройтер и другие обратились к теме гражданской авиации, включив в свои работы не только собственно авиационную технику и пилотов, но и пассажиров, вписав авиасообщение в обыденный пейзаж современности.
После эйфории «космической эры» 1960–80 годов массовый интерес к авиации несколько стих, - полеты на самолетах и даже космических ракетах стали привычным делом, неотъемлемой частью повседневной жизни. Однако художники никогда не оставляли эту тему, ибо она дает уникальную возможность соединить мечту и реальность, романтику и героику, ритм и стремительность движения, воплотить самые невероятные цветовые и композиционные решения.
При подготовке выставки «На высоте» художники были поставлены перед новой для них творческой задачей. Пленэры на военном аэродроме «Иваново-Северный» и спортивном аэродроме «Ясюниха» дали возможность в непосредственной близости познакомиться с буднями летчиков. Объектами внимания художников стали и ветераны летного дела - опытные летчики, инструкторы, и юные авиамоделисты, только начинающие знакомиться с самолетами и мечтающие о небе, и, конечно же, сама летная техника.
В результате были написаны замечательные работы, передающие атмосферу, царящую на аэродроме, во всем многообразии настроений. Это и весомые, красочные, насыщенные работы, на которых почти игрушечные дельтапланы В. Маяковского парят над радугой, а парашютисты С. Кузьмичевой спускаются на землю, словно сорванные ветром пушинки одуванчиков в разгар цветения. Будни и праздники авиаторов показывают легкие и шутливые графические работы, с добрым юмором написанные С. Тепловым. Портреты летчиков кисти С. Здухова обращают на себя внимание выразительностью и психологической точностью. Изображения техники – это тоже «портреты». Самолеты на поле, в день простоя или нелетной погоды – каждый со своим «характером». То грустны и серьезны, как на полотнах С. Здухова и Д. Мариничева, то задорны и оптимистичны, как у Р. Кошелева и В. Маяковского, то лиричны и романтичны, как на акварели П. Кукулиевой.
Выставка позволяет зрителям подняться над повседневностью, посмотреть на мир с высоты птичьего полета и немного позавидовать тем, кто по роду своей деятельности или неудержимому порыву души всегда «на высоте».
Виктория Солнцева
|