Город у моря на фоне лазурного неба, сосновые рощи и пустынные бухты, причудливые очертания гор, плеск волн у галечных пляжей – вот нехитрое описание любимого всеми крымского пейзажа. Каждый, кто побывал в Гурзуфе, Ялте, Симеизе, Феодосии, Алупке или Коктебеле, без труда вспомнит открытку из фотоальбома, ставшую талисманом волшебного лета, проведенного на «русской Ривьере».
Крым похож на обманчивую переливающуюся картинку из детства: повернешь в одну сторону - банальный, но уютный знакомый сувенир, карточка на память, незамысловатый рисунок, купленный у продавца на набережной; повернешь в другую сторону - древняя таинственная земля, овеянная преданиями и мифами, «страна Киммерия», воскресшая в поэзии Максимилиана Волошина и фантастических пейзажах Богаевского, величественная «Таврида» с ханскими дворцами из поэм Пушкина и Батюшкова, царскими резиденциями, а заодно, и лучшими в мире летними лагерями, вдохновлявшими поколения советских детей на хорошую учебу и искреннюю любовь к родине.
Эта пестрая «мешанина» культурных слоев и исторических ландшафтов в соединении с благотворным климатом и бесконечными морскими белльвю объясняет притягательность Крыма для представителей художественной богемы, оставивших по следам своего пребывания не только прекрасные произведения искусства, но и свои собственные школы, галереи и даже музеи. Смешение культур, контрастность пейзажа, этническая многослойность, внесенная в повседневный обиход и облик полуострова таврами, скифами, греками, генуэзцами, татарами и русскими, делают Крым самым неповторимым местом на земле, запечатленным в романах и рассказах, новеллах и стихах, живописных пейзажах и графических зарисовках, мелодрамах и кинокомедиях. Крым навсегда «присвоен» нашим сознанием, тщательно описан и инвентаризирован в культуре и человеческой памяти.
Формат музейной галереи как нельзя лучше отвечает идее выставки. В режиме блиц–экспозиции можно показать Крым, как некий символический остров искусств – символ красоты, романтизма, вдохновения, и, в то же время, - клишированный образ популярного морского курорта, растиражированный в массовой сувенирной продукции.
Лекало классического крымского пейзажа было задано Айвазовским, добросовестно превратившим его бухты и заливы, лунные ночи и багровые закаты, в «неаполитанский пейзаж» отечественного производства. Богаевский, Лагорио, Волошин и другие закрепили иконографию крымского пейзажа в «Киммерийской школе живописи», отсылающей нас к преданиям о древнегреческих поселениях и трактующей крымские пейзажи в районе Феодосии в романтических фантазийных визионерских картинах в духе символизма. Далее по списку идут культовые Васильев, Левитан, Куинджи, Коровин, Васнецов, etc., находившие в Крыму сюжеты и натуру для своих лучших произведений.
Благодаря этим бесценным культурным опытам и художественным интерпретациям Крым навсегда останется мифологическим пространством, населенным персонажами из нашей романтической юности и местом действия литературных и собственных романов, таинственным поселением из археологических раскопок и любимым фильмом о жизни отдыхающих.
Давно присвоенный туристами, Крым все равно остается тем удивительным и таинственным местом на земле, которое притягивает и манит нас встречами и воспоминаниями из юности и фотографиями из семейного альбома. Крым - безусловная и неотделимая от нас всех географическая точка на карте, пространство культурной памяти и часть общей картины мира, которая складывается из книг, прочитанных в детстве, вида из окна, и самого прекрасного лета у моря, фотография которого бережно хранится на дне той самой незатейливой шкатулки, украшенной ракушками и наивной надписью «Привет из Крыма».
Автор текста - Светлана Воловенская
Куратор выставки - Виктория Солнцева
|