Десятилетие после окончания живописного отделения ВХУТЕИНа (1930-1940) стало для Александра Морозова и временем поиска себя в искусстве, и временем физического выживания. Жизнь, в буквальном смысле, на улице (без квартиры, прописки, постоянной работы), голод, безденежье - с одной стороны, и непреодолимое желание заявить о себе как личности, способной воспринимать и отражать мир по-своему, отлично от того, как должен был делать это молодой, начинающий советский художник – все это определяющие факторы начала творческого поиска художника.
Первые результаты самостоятельного живописного опыта воплотились в начатой Морозовым в 1931 году серии работ, получившей позднее название «Искания». Картины этой серии, написанные в мастерской по впечатлениям от природы – это всплеск бурных эмоций, явленный в быстром пастозном письме, достаточно темном цветовом строе работ. За первой серией последовали работы, названные их автором, «пейзажами с приближением», т.е. такие, в которых реальные, пленэрные мотивы соседствовали с «самоуправством» в плане соотношения объемов, распределения цветовых акцентов, включения в композицию дополнительных объектов (вместо асфальтированной дорожки, например, появлялась река).
Определенным итогом ранних творческих поисков Морозова стала «Волжская серия», созданная им в 1936-38 годах в Кинешме. В нее вошли более тридцати полотен, которые были показаны на его персональной выставке в 1939 году и получили, в отличие от работ первой половины 30-х годов, достаточно высокую оценку критики. Об их авторе заговорили как о подающем надежды молодом художнике, а его живопись характеризовали как «романтическую, поэтическую, эпически-монументальную, эмоционально-насыщенную».
1930-е годы для Александра Морозова прошли «под знаком живописи». Что касается графики, то она стала основной техникой для уже сложившегося мастера в конце 1950-х годов - притом, что рисовал он всегда. Его рисунки, сюжетно и композиционно повторяющие найденные в живописи мотивы и имеющие, порой, те же названия, что и картины, виртуозно исполнены карандашом, углем, сангиной. Однако, лишенные цветовой интенсивности живописи, они перестают быть «громкими», звучат более спокойно и камерно.
Работы Александра Ивановича Морозова, представленные в экспозиции, ярко свидетельствуют о том, что рождение его стиля - самобытного, узнаваемого, основанного на глубоко личном переживании жизни - было стремительным и ярким, а его первые «искания» нашли свое продолжение в дальнейшем творчестве большого мастера.
Куратор выставки - Ирина Чупарина
|