Мимолетные интересы, кажется, не затрагивают творчество художника. Его представление о культуре, о смысле искусства остается неизменным, обуславливая выбор художником героев своих произведений, воплощающих глубоко личное осознание сути происходящего. Возможно, именно это свойство художественной натуры удержало Бориса Павлова от конъюнктуры и стереотипов в 1970-80-е годы, когда творчество ивановских художников определялось не столько жанрами в классическом смысле этого слова, сколько темами Революции 1905 года, Первого Совета, Героев труда, и т.д. А если эти темы и появлялись в его работах («Приезд Ольги Генкиной в Иваново-Вознесенск», 1976, «Смена вальцовщиков», 1979), художник тактично выдерживал должную меру эстетического отстранения от драматургии реальных событий, перемещая свое внимание на решение исключительно формальных задач. В холсте, посвященном героине революции 1905 года, Павлов решает сложную композицию, соединяя реальную женскую фигуру с кубистической «раскадровкой» фона, придавая, таким образом, картине масштабное символическое звучание. В «Вальцовщиках» художник намеренно отказывается от детализированной натурности. Конструктивная основа, динамические соотношения формы — главная «производственная» идея картины. В этой склонности к монументальному обобщению ощущаются отзвуки стиля А. Дейнеки 1920-30-х годов.
В каком бы жанре Борис Павлов ни работал, он всегда остается самим собой. Легко войдя «в 60-е» (после окончания Суриковского института в 1963 году), получив «прививку» московской школы живописи, он, тем не менее, не стал её апологетом. Редкой последовательностью отличается ранний период творчества художника. Кажется, он чуждается сулящих быстрый успех эффектов монументальных станковых полотен с «покорителями стихий», герои которых обычно изображались статично «предстоящими» перед зрителем, энергично шагающими «на зрителя» или параллельно плоскости холста. Брутальная мощь «сурового стиля» явно неорганична художнику, для него важно передать гармонию увиденного. Врожденное чувство меры, присущее художнику, а может быть, обусловленное происхождением (Борис Павлов родился в Шуе — городе с удивительно соразмерным человеку пространством) помогло ему не впасть и в салонную стилизацию.
Образ героя-современника 1960-х годов в творчестве Павлова манифестируется «Автопортретом» 1966 года. В небольшом формате на строгом нейтральном фоне черты выступают резко, выпукло, немногословно. «Суровость» стиля здесь едва ощутима. Она проявляется лишь в некоторой монументализации, не лишающей образ обаяния конкретности и психологизма. В том же стилевом ряду — женские персонажи 1960-х («Галина. Студентка», 1965, «Портрет Галины», 1967, «Люда», 1968, «Зина», 1968) — универсальные типажи, узнаваемые по характерной пластике фигур, лаконичной линии причесок, предельной простоте костюма: свитер грубой вязки, контраст белого отложного воротничка и темного платья, отсутствии подробностей — деталей и украшений.
В программном произведении «Мать с ребенком» (1967) художник находит безупречное соотношение между классической традицией и эмоциональной непосредственностью мировосприятия. Пластический диалог двух фигур — женской и детской — свидетельствует о мастерстве и интеллектуальном опыте художника, представившего на суд зрителя авторскую версию темы материнства — одной из эталонных тем в изобразительном искусстве от хрестоматийных религиозных образов до жизнеутверждающих героинь советского искусства довоенной поры. Несмотря на попытку создания символически обобщенного образа, в картине ощущается свежесть чувственного переживания прекрасной, увиденной взглядом художника, домашней сцены. «Сжатое» пространство фона, превращающегося в абстрактную вертикальную плоскость, выразительное единство силуэтов матери и ребенка придает особую сбалансированность композиции.
В последующие десятилетия главным жанром для художника остается портрет. Одноклассники, друзья, коллеги, родные и близкие - прежде всего жена и сыновья — становятся героями произведений Бориса Павлова. Галерея персонажей, представляющая «ближний круг» художника, по сути, формирует собирательный образ времени, превращается в слепок окружавшей его духовной среды.
Выявляя остроту характеристик своих моделей, живописец намеренно расширяет смысловой контекст произведения, вводя в изобразительное пространство атрибуты, указывающие на профессиональный или общественный статус портретируемого («Портрет жены с автопортретом», 1975, «Портрет актрисы Молодежного театра драмы и поэзии Т. Ким», 1984, «Портрет преподавателя литературы Великосельской К.А.», 1984), подчеркивает характерные жесты, акцентирует неожиданные ракурсы («Портрет Тани Воробьевой», 1974, «Портрет Беккера Ю.П.», 1986, «Портрет Наташи Скворцовой», 1997). Острый наблюдатель и прекрасный физиономист, Павлов заостряет внимание зрителя на нюансах позы, мимики, на движении одежд. Художник демонстрирует редкий диапазон средств образной выразительности: умеренность интонации, колористическая сдержанность в портретах Т. Ким (1984), сына Антона (1984) сменяются заостренной пластикой формы в портретах Аллы Шаховой (1992), Ольги Мочаловой (1995), построенной на силуэтности и напряженных цветовых контрастах с доминирующим красным цветом.
В картине «Три грации» (1970) художника вновь интересует решение композиционных и пластических задач — замкнутого движения женских фигур, представляющих в пространстве картины не утонченный узор ритуального античного танца, но полновесную лепку «скульптурных» женских тел, воспеваемых художником как современный эталон женской красоты и гармонии. В парафразе классического сюжета Павлов смело «вылепливает» крупные объемы, подчеркивая материальность фактуры обнаженных тел, драпировок ткани игрой светотени, тонкостью «телесной» почти выбеленной цветовой палитры. В триптихе «Художник и модель» (1986), используя узнаваемые образы прошлых эпох, соотнося предшествующий опыт с эстетическим поиском сегодняшних дней, Павлов ставит философский вопрос о праве современного художника претендовать на собственное место в истории искусства.
Монографическая выставка — опасный жанр, который может выявить пробелы и даже «провалы», периоды творческих кризисов. Павлов относится к тому редкому типу художника, в творческом пути которого почти не встретишь резких поворотов, скачков или откровенных неудач. Борис Павлов умело распределяет свои силы и берется за посильные задачи. Наверное, именно такой профессиональный подход к делу, заинтересованный взгляд на мир и уверенность в себе позволили ему сохранить прекрасную творческую форму художника, от которого мы вправе ждать дальнейших творческих успехов.
Статья Людмилы Воловенской
Куратор выставки - Полина Солодова |