Владимир Иванович Смирнов – признанный мастер Палеха, член Союза художников России, заслуженный художник Российской Федерации, участник выставок в нашей стране, США, Канаде, многих европейских странах. Работы находятся в музеях России, частных отечественных и зарубежных собраниях.
Владимир Смирнов родился 4 февраля 1951 года в городе Юже Ивановской области, окончил Палехское художественное училище под руководством Б.М. Немтинова. Самостоятельный путь в искусстве он начал в середине 1970-х годов в Палехских художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР. Его первыми наставниками стали талантливые мастера и яркие личности: Николай Голиков, Ирина Ливанова, Валентин Ходов, Александр Клипов, Геннадий Кочетов сумели заново «открыть» Палех, вернуть его к истокам. Они обратились к изучению традиций древнерусской живописи и произведений родоначальников лаковой миниатюры – изучению не механическому, а стремящемуся к постижению духовной сути религиозного искусства, образности и поэтики народного творчества.
Эта «культура памяти» изначально присуща произведениям Владимира Смирнова. Тематика его работ традиционна: русские народные сказки, пословицы и песни, крестьянский труд и быт, сказки и произведения Пушкина, былины и героические страницы истории Отечества. Он работает как мастер лаковой миниатюры, принимает участие в создании монументальных росписей, в том числе церковной фрески, выполняет иконы, разрабатывает циклы живописных панно, талантливо проявляет себя в искусстве оформления книги. Выполненные в едином стилистическом ключе живописные и графические эскизы к Библии, иллюстрации к Детской Библии свидетельствуют о пристальном изучении древнерусской иконографии, ее творческом преломлении в современном религиозном искусстве.
Владимир Смирнов – пример того, что в Палехе наших дней существует сильная профессиональная конкуренция, безотчетное либо сознательное стремление выделиться из общего круга, стать особенным. Это приводит к рождению уникальной авторской идеи. Будучи виртуозом палехской традиции, сознательно ограничив свое творчество рамками палехского канона, с начала «нулевых» мастер начинает создавать произведения, удивляющие несвойственной Палеху формой.
Художник предлагает для украшения современного интерьера необычные станковые картины в пышной багетной раме. По стилю это традиционная палехская живопись темперой на папье-маше, но не по черному фону, а по белому грунту – левкасу. Аристократичные и элегантные белофонные картины быстро становятся «визитной карточкой» Владимира Смирнова. Однако автор решает продолжить поиски и перевести свои работы из области станковой живописи в монументальный формат. На выставке экспонируются восемь новых произведений художника – крупноформатное повторение, только на белых загрунтованных холстах, уже знакомых ранее сюжетов.
Черный цвет в палехском искусстве традиционен. Он несет идею единства и глубины пространства, подчеркивает декоративность росписи. Белый же цвет идет от античности, раннехристианской и православной традиции: белыми возводились церкви на Руси, символически это цвет праведности, добра, целомудрия, божественного сияния и света. В интерпретации Владимира Смирнова белый фон дает эффект необычайной чистоты и свежести красок. Живопись, не зафиксированная вязкой неподвижностью лака, дышит легко, свободно, вовлекая зрителей в ауру своего волшебного пространства.
Перед нами предстает зачарованный, лежащий вне конкретного времени, но в то же время реальный Палех, где бок о бок со сказочными персонажами живут косари и пастухи, рыбаки и землепашцы, где творят художники, взлетают ввысь купола белокаменных храмов, мчатся лихие тройки, сшибаются в смертельной битве всадники и разноцветные кони, пляшут и поют счастливые люди. Это и есть настоящий «духовный родник» Владимира Смирнова: милый сердцу Палех и родное Отечество, искренняя любовь к малой родине и невозможность жить без родовых корней и уважения к заветам предков, без творчества, без веры.
Ничто не ускользает от внимания мастера – ни устланный цветами позем, ни фантастически роскошные деревья и травы, ни причудливые горки и терема. Только небо остается открытым и чистым, лишь изредка наряженным в жемчужно-розовые облака. Колорит строится на благородных аккордах золотистой охры, открытого красного, синего, нежно-зеленого цветов, сливающихся в стройную симфонию. Здесь читается тонкая декоративная культура цвета старинных белофонных икон, праздничной северодвинской росписи. При всей изощренности многофигурных построений царит четкая и уверенная графика линий, уравновешенность, геральдическая симметрия, унисонная плавность ритмов: картина мира художника представляет образ идеального бытия – устойчивого, гармоничного и цельного. Это дань традициям новгородской фресковой живописи, наивного «крестьянского реализма» Маркичева, Баканова, Зубкова, Парилова, Ватагина.
Новые приемы Владимира Смирнова, по сути, объединяют искания разных поколений палехских и народных мастеров – от иконописцев, художников книжной иллюстрации, до мастеров монументальной живописи. Эти поиски свидетельствуют о том, что возможности палехского стиля далеко не исчерпали себя. Пока трудно предугадать последствия этой парадоксальной идеи – соединить канонический стиль палехской миниатюры с формой и способом презентации монументальной салонной живописи. Какая судьба уготована этим великолепным холстам в пафосных золоченых рамах – покажет время. Пока же они с немалым успехом обживают пространство музейных выставочных залов.
Наталья Рыжикова
|