Экспозиция представляет предметы, поступившие в музейное собрание в 2016 году: живописные и графические работы (в том числе прикладная графика – оригинальные колоды игральных карт, филокартию), произведения декоративно-прикладного искусства и, что особенно стоит отметить, скульптуру. Некоторые работы ранее уже были включены в выставочные проекты, другие показываются впервые. |
Живописный ряд составили работы Альвиана Шушунина, Сергея Соколова, Омара Годинеса. Произведения Шушунина, ивановского художника, графика и живописца - романтический пейзаж из серии «черноморских» работ предположительно 1980-х годов и не датированный этюд к картине на историко-революционную тему в суровом стиле - пополнили коллекцию советского искусства. Полотно современного ярославского художника Сергея Соколова – интересный пример современной живописи, отличающийся многоплановостью прочтений и множественностью смыслов. Работа Омара Годинеса, прекрасно отражающая художественный анализ афро-кубинских и индейских мифов посредством языка живописи, уникальный экспонат коллекции современного зарубежного искусства, в силу объективных причин пополняемой особенно редко.
Крупный блок дарений прошедшего года представляет графика. Рисунки скульптора Владимира Бабина составляют самостоятельную сферу его творчества, в которой лаконично и вместе с тем экспрессивно выражается мировосприятие автора. Подаренные произведения отражают размышления Владимира Бабина на глубокие философские темы: евангельская история, осмысление прожитой жизни, культура Возрождения. Графический лист Сергея Соколова – «Отец и дочь. Разговор», поднимает тему семьи, диалога юности с мудростью и опытом. Семейная, детская тема обширно развернута и в графической серии Александра Мучкаева - сдержанных по цвету, монохромных работах, живых и выразительных за счет тех эмоций, которые так хорошо удаются автору в портретах. В одних маленький человек подобен взрослому, - такой же вдумчивый, погруженный в свой собственный мир мыслей и переживаний, в других - по-детски наивный, простой и непосредственный. Будучи опытным и чутким педагогом, Александр Мучкаев хорошо знает и понимает детей, и оттого детские портреты в его исполнении – очень живые и естественные. Прикладная графика (карты и открытки Юрия Орлеанского) представляет палехские мотивы и образы языческой славянской мифологии. Сказочные и забавные образы поднимают настроение и поражают тонкостью письма.
Прикладной характер носит и дар в коллекцию декоративно-прикладного искусства Нины Бабашовой. Мастерица лоскутного шитья, постоянная участница фестивалей «Лоскутная мозаика», лауреат областных выставок и всероссийских фестивалей передала музею детское одеяло «Радость», которое своими яркими, жизнеутверждающими красками и забавным принтом дополнило в экспозиции детскую тему. Коллекцию ДПИ пополнил также ансамбль традиционной одежды японской женщины: юката («одежда для ванны») и ряд предметов женского туалета. Несмотря на то, что ансамбль юкаты на сегодняшний день не имеет особой ценности, так как является массовой сувенирной фабричной продукцией 1990-х гг., он представляет несомненный интерес для пополнения этнографической части восточной коллекции ИОХМ. В перспективе же этот ансамбль может стать интересным историческим памятником японского быта конца XX века.
Не так часто пополняется коллекция скульптуры Художественного музея. В прошедшем году благодаря выставке московского скульптора Владимира Бабина в ней появилось три новых экспоната, - бронзовые фигуры «Дедал», «Сафо» и «Весна», в которых автор продемонстрировал умение передать форму и объем лаконичными средствами, при этом выразив и физические свойства модели, и психологическое состояние.
Экспозиция «Приношу в дар музею…» 2016 года отличается жаровым и стилевым разнообразием, и представляет современные художественные процессы: с 1980-х до наших дней. Живопись центрального региона, графика и ДПИ русской глубинки соседствуют с фантазиями на тему латиноамериканской культуры и мифологии, с атрибутами японского быта.
Цель выставки – не только проиллюстрировать творческие поиски современных авторов, но и особенно подчеркнуть, что результаты этих поисков занимают достойное место в коллекции музея.
Виктория Солнцева
|