Известная всему миру лаковая миниатюра Палеха берёт своё начало после революции 1917 года, когда палехский художник И. И. Голиков использовал темперные краски для росписи шкатулки из папье-маше. Первая Палехская артель была создана в 1924 году. Эту дату и можно считать началом Палехской лаковой миниатюры. Многое в искусстве миниатюристов сохранилось от иконописи, которая появилась в Палехе ещё в XVII веке и снискала известность далеко за его пределами.
Палехской миниатюре свойственна особая стилизация, удлинённые пропорции человеческих фигур, обилие золотой штриховки, которая придаёт ей графичность. Палехские лаки отличает певучесть и музыкальность линий, поэтическая сказочность образов. В отличие от масляных красок, какие используют в Федоскине - родине русских лаков, палешане используют яичную темперу.
В настоящее время шкатулки и другие изделия Палеха являются дорогим подарком и русским брэндом, а работы первых мастеров хранятся в музеях как уникальные образцы народной эстетики того времени и прикладного искусства.
Хохломская роспись так же, как и искусство Палеха, уходит своими корнями в иконопись. Уникальность росписи - в достижении красивого тёплого золотого цвета без использования драгоценного металла. От местных иконописцев мастера хохломской росписи унаследовали мастерство «тонкой кисти», технику «золотой» росписи деревянных изделий. Хохлома воспевает поэтическую красоту полевых цветов и трав, спелых ягод и гроздей рябины. Мастерами создавались как отдельные предметы, так и целые наборы, поражающие своей красотой. Потребность в деревянной посуде была всегда, а к XIX веку Хохлома стала центром, куда свозилась изготовленная и окрашенная посуда.
В начале XX века искусство хохломских мастеров пришло в упадок. После революции мастера объединились в артели и продолжили своё дело. Традиции Хохломы сохраняются и развиваются в двух промысловых центрах Нижегородской области - Семёнове и Сёмине. Сверкающая золотом, с пламенеющим узором посуда и мебель пользуется спросом и любовью во всем мире.
Дымковская игрушка существует более четырёхсот лет. Игрушки изготавливались из красной глины практически в каждой семье слободы Дымково близ Вятки. Высушенные и обожженные в печи изделия расписывались яркими красками, разведенными на яйце, по мелованному фону. Изначально набор образов был лаконичный – кони, петухи и утицы. Постепенно тематика расширялась и становилась более разнообразной, вводились сказочные и бытовые сюжеты, жанровые сценки. Для «дымки» характерна праздничность яркого геометрического орнамента, использование сусального золота для отделки деталей. Роспись очень самобытна, подчеркивает индивидуальность игрушки. А мастерство изготовления долгое время было семейным, преемственным делом. И лишь с середины XX века превратилось в профессию, которой мог обучиться любой желающий. Сейчас дымковская игрушка обычно выступает как яркий русский сувенир, повествующий о народных сказках и праздниках.
Экспозиция выставки дополнена изделиями с разнообразным по технике ажурным кружевом, вышивкой крестом и «строчкой» конца XIX – середины XX веков. Вышивка – один из самых распространенных видов народного творчества. Вышивкой занимались повсюду, в каждом доме, поскольку она не требовала особых приспособлений. К началу XX века вышивкой владела большая часть крестьянских женщин. Художественным промыслом вышивка стала к середине XIX века. Кружевоплетение пришло в Россию из Европы в XVII веке и уже спустя столетие стали проявляться индивидуальные особенности русского кружевоплетения. К началу XX века в семнадцати губерниях России изготовлением кружева занимались более ста тысяч профессиональных кружевниц.
Наш регион особенно славился строчевой вышивкой. Строчка выполнялась по сетке, подготовленной путём выдергивания определённого количества нитей из ткани с последующим перевивом белыми тонкими нитками. Строчевышивальные фабрики Иванова, Палеха, Шуи, Пестяков и Верхнего Ландеха работают по настоящее время.
Отличительной особенностью данной экспозиции, созданной на основе фондовых коллекций графики и декоративно-прикладного искусства, стала её культурно-образовательная направленность. Она ориентирована на широкую зрительскую аудиторию, прежде всего, детей дошкольного и школьного возраста, семейные группы.
Целью выставки стало привлечение интереса зрителей разных возрастов к предметам, отражающим саму суть народной культуры, помогающим прикоснуться к её корням, почувствовать связь с традициями, связь с Родиной.
Куратор выставки:
Ольга Забродина
Хранители коллекции:
Наталья Рыжикова, Елена Климова, Андрей Санников
|