На протяжении второй половины 20-го столетия Куба оставалась едва ли не главной романтической грезой советского мира – «прекрасное далеко», запечатленное в сознании жителя СССР бесконечным океаном, ослепительными пляжами Варадеро, завораживающими ритмами сальсы и босса-новы. Драйв революционной романтики, олицетворенный в культовых персонажах кубинской истории, Хосе Марти, Че Гевары, Фиделя Кастро, формировал устойчивый набор ассоциаций и смыслов, по сути ставший неформальным этическим кодексом нескольких поколений советских людей. В этом смысле Иванову повезло больше остальных. Благодаря своему знаменитому Интердому город оказался прочно связан с кубинской темой, с историей и традициями родины Омара Годинеса.
В фокусе его художественного зрения - поиск основ, составляющих идентичность кубинской культуры, которая буквально «процеживается» через ассоциативные ряды, аллегорические изображения, коды и символы, порой непрозрачные для стороннего наблюдателя. Выставка «Корни» возвращает зрителя к истокам изобразительных традиций искусства Кубы, погружая его в мир образов доколумбовой Америки, которая осознается художником как фундамент современной кубинской культуры. Годинес рассказывает кубинскую историю как личную биографию – произведения «Корни», «Следы», «Истоки», «Детство», «Эхо прошлого» находятся в едином эстетическом и эмоциональном пространстве с «Конкистой», «Открытием Кубы», «Медной Каридат». Рядом сосуществуют религии и цивилизации («Богиня моря», «Хозяйка леса», «Существо из мифа», «Пальма друидов»), боги собираются на консилиум («Консилиум богов»), а в Старом Городе по-прежнему звучат серенады («Старая Гавана», «Дыхание Города», «Старый город», «Серенада»).
Художник берет нас с собой в путешествие по закоулкам старинного колониального города - квартал за кварталом, улица за улицей, дом за домом, мы движемся вглубь, с удивлением и восторгом открывая для себя Гавану - древнюю и одновременно юную, дерзкую и провокационную, где, в ритмах румбы, проносятся, гипнотизируя сознание, странные силуэты и очертания, кружат в темпераментном танце экзотические красавицы, звучит испанская гитара. Окружающий мир срывается в бешеную пляску, пронизанную ритмом африканских тамтамов, и кажется уже ничто не в состоянии сдержать эту бьющую через край энергию. В этот момент вступает в силу рациональное начало, заключенное в уверенном рисунке, выверенной композиции, выстраивающее богов и героев, объемы и силуэты, знаки и символы, в тщательно продуманное «процеженное», художественное пространство, подчиненное творческой воле художника.
Организаторы проекта:
Департамент культуры и туризма Ивановской области
Ивановский областной художественный музей
Российское «Общество дружбы с Кубой»
Международный центр образования «Интердом» имени Е.Д. Стасовой»
Автор экспозиции – Михаил Дмитриев, текстовое сопровождение – Светлана Воловенская, координаторы – Лариса Башкова, Елена Почивалова, техническое обеспечение – Андрей Санников, Александр Киселев, Владимир Васильев
|