Он родился в Ташкенте третьим ребенком в семье репрессированного партийного чиновника. Мать - выпускница Ленинградского института им. А. Герцена, директор школы, - была вынуждена «сдать» детей в детский дом: нечем было кормить. Самый младший - Шавкат или Шурик, как называли его тогда, - сменил их несколько. Сейчас Шавкат говорит, что понимает тех матерей, которые бросают своих детей, отдают их государству. Будучи маленьким Шавкат страдал от физического и духовного одиночества, часто сбегал из приютов. И больше всего любил маму и паровоз. Но паровоз можно было догнать, а видеть маму удавалось не всегда. Отец, Фазыл Абдусаламов, освободившись из заключения, разыскал ребенка в детдоме, и два года они вместе бродяжили, вплоть до нового его ареста.
Полуголодное и полубродячее детство не раз могло оборваться трагически или привести к иной судьбе. Спасали книги, которые читал запоем, и люди (на встречи с которыми Шавкату будет везти всю жизнь) - сосланная украинская художница Меланья Ткаченко, ученица Петрова-Водкина, и педагог-ленинградец Айзек Гольдрей, преподававший в Ташкентском художественном училище им. П. Бенькова. Замкнутый и закрытый для многих, он носил бывшему детдомовцу пузырьки с лаком и растворителями и учил его многослойной живописи. Дипломной картиной Шавката Абдусаламова стал огромный холст «Разгон бухарского базара». С мечтой писать фрески Шавкат поехал учиться.
Он поступил в Академию художеств в Ленинграде, но, поступив, забрал документы. Слишком холодным показался город приехавшему из узбекской жары Шавкату. Новые друзья-студенты отправили его в Москву, и прямо с вокзала молодой человек, нагруженный работами, пришел во ВГИК. И опять повезло. Поступить в институт помог «первый встречный», которого Шавкат остановил вопросом «Как пройти ко ВГИКу?». Этим человеком оказался Михаил Ромм.
Со студенческой скамьи Шавкат удивлял своей чрезвычайной сосредоточенностью, умением наблюдать жизнь и себя в этой жизни. Среди художественных интересов и предпочтений – характерный для периода «оттепели» и внутренне прочувствованный интерес к искусству протестантизма: от художников поздней готики и Возрождения Маттиаса Грюневальда, Альбрехта Дюрера, Иеронима Босха, Кранахов, Питера Брейгеля Мужицкого до Винсента Ван Гога. Последний стал для Абдусаламова примером «глубокого погружения»: равный пастве во всем – от скудости еды до работы в шахте.
Первое художественное обращение к Евангелию состоялось в 1966 1967 годах в ходе работы над фильмом «Житие и вознесение Юрася Братчика» («Беларусьфильм», режиссер Владимир Бычков) по сценарию Владимира Короткевича «Христос приземлился в Гродно». В эскизах к фильму о бродячих актерах, исполнявших историю Христа и принятых простым народом за Мессию и апостолов, Шавкат обратился к ярмарочной, лубочной стилистике. Сам фильм не стал ярким событием того времени: притчевость в сочетании с явной сатирой не спасли его от бесконечных переделок вплоть до полного запрета (до 1989).
Первая персональная выставка Шавката Абдусаламова состоялась в 1972-м. Она открылась в Доме художника на Кузнецком мосту: выступал академик Александр Васильев, гостями были Александр Тышлер, Андрей Тарковский, Элем Климов, Лариса Шепитько, Геннадий Шпаликов, Михаил Ромадин, Андрей Кончаловский, Альфред Шнитке, Василий Шукшин… Через несколько часов из-за религиозной тематики картин выставка была закрыта.
По совету Васильева несколько работ, отсылающих к Евангелию, купила Третьяковская галерея. Шавкат выдал их за наброски к неосуществленному фильму «Мастер и Маргарита».
Из-за полубездомности («живал на диванах у Завадского») и квартирной стесненности рисовал картины в графических техниках и небольшого формата. Собственная мастерская появилась у Абдусаламова лишь в конце 1980-х. Художник кино, театра и модельер Вера Аралова готова была передать свою мастерскую только Шавкату.
Творчество Шавката Абдусаламова (Шавката.А) разнопланово. Отдельное место в нем занимают эскизы к фильмам и театральным постановкам, в которых преобладает свободное владение стилем (авторская интерпретация «фолка» и ориентализма, русского лубка и примитива). Сюда же можно отнести созданные за рубежом эскизы костюмов для театральных постановок и одного из модных домов, фривольно-эротические рисунки.
В самостоятельный блок можно выделить коллажи или объекты, объединенные темой человеческой памяти. В них иконное поле сопряжено с миром человеческим; история семьи, рода и времени передается через художественный диалог образов и предметов - потускневших фотографий, гирлянд старых пуговок, конфетных оберток, солдатских медальонов и «наивной» живописи. Подобный творческий жест в представлении художника-философа – это возможность «сохранить или вернуть» жизнь всем, запечатленным на старых фотографиях.
На протяжении всего творчества Шавката Абдусаламова волнует библейская тема, ее современное интерпретирование, в особенности модели Рождества: «Рождение младенца, как и Голгофа – это не то, что произошло однажды, тысячу лет назад. Это постоянно длящийся акт».
Кроме картин, интерпретирующих евангельскую историю, художник обращается еще к одной теме, получившей развитие и в литературных произведениях Такваша, – теме иномирья, (страны Хивании альтернативной реальности или пространства между небом и землей). В Хивании, затерянной среди песков и заснеженных гор, среди чудом сохранившихся осколков цивилизации живут чудаковатые, но добрые люди, которые любят и поддерживают друг друга и с теплом встречают гостей. В этом мире живут отшельники, странники и ангелы, кроткая Мария (Мириам), ее муж Юсуф-плотник и сельский Учитель, мечтающий отправиться в Москву. А выбеленный солнцем песок или засыпанные снегом горы, высокое небо, птицы, деревья и травы – спутники и собеседники мудрого отшельника Такваша.
Именно в этих картинах – евангелическом цикле, плавно перетекающем в «хиванийские» живопись и графику – наиболее полно раскрывается причудливый, фантазийный талант художника Абдусаламова, в котором соединились традиции древнего Востока и христианского Запада, советский литературно-художественный романтический ориентализм, «карнавализм» и примитивизм живописи 1970-1980-х годов, но, прежде всего, – собственные мироощущение и мировосприятие.
Автор текста - куратор выставки Елена Белянина
|