Федор Александрович Васильев (1850-1873) – художник уникального дарования, несмотря на ранний уход из жизни оставивший очень значительный след в истории русской живописи. С ранних пор пристрастился к рисованию, поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств, учился у И.Н. Крамского и И.И. Шишкина. На становление его творческого метода повлияла совместная с И.И. Шишкиным работа на острове Валаам (1867) и в деревне Константиновка близ Красного Села под Петербургом (1868), поездки в имения графа П.С. Строганова Знаменское и Хотень (1869 и 1871), путешествие с И.Е. Репиным по Волге (1870) и, наконец, последние два года жизни в Крыму. Наиболее значительные картины Федора Васильева отличаются эмоциональной выразительностью восприятия природы, естественной композиционной построенностью, редкой гармонией красок. Ранние произведения художника, представленные на выставке, отличает стремление преодолеть академическую концепцию тщательно построенного и сочиненного пейзажного вида за счет внимания к деталям, введения жанровых сценок. Уже в ранних его работах проявилось умение передавать сложно освещенное, затянутое облаками небо; по словам Н.Н. Ге именно Васильев открыл в своем творчестве «живое небо».
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) – художник, почитаемый как создатель русского лирического пейзажа. Окончивший московское училище живописи и ваяния, академик живописи (с 1854), руководитель пейзажного класса в Московском училище живописи и ваяния, член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок, он – одна из ключевых фигур в художественной жизни 1860-70-х. Мастер пейзажа, уже в зрелом возрасте пришедший к особому, задушевно-интимному восприятию родной природы. Его картины отличает тонкий рисунок, светоносный и эмоциональный цветовой строй, одухотворенность образов. Работа «Грачи прилетели», ставшая визитной карточкой Саврасова, была впоследствии неоднократно воспроизведена мастером, и один из таких вариантов-повторений демонстрируется на выставке наряду с произведениями, охватывающими три десятилетия творчества Алексея Саврасова.
Исаак Ильич Левитан (1860-1900) – признанный мастер пейзажа, выпускник МУЖВЗ (1885), ученик В.Г. Перова, В.Д. Поленова и, конечно, А.К. Саврасова, унаследовавший от него «тайну мотива». Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1891), академик живописи (1898). Его пейзажи – «пейзажи настроения», отличает небывалая психологическая глубина, естественность и непосредственность передачи различных состояний природы, образы которой неотделимы от человеческих чувств и размышлений. В своих путешествиях по стране Левитан постоянно обогащал и совершенствовал свое художественное видение. Странствия художника, его искания отражены в представленных на выставке картинах и многочисленных этюдах, созданных в Саввинской слободе под Звенигородом (1884), в путешествии по Волге (1887) и в периоды пребывания в Плесе (1888-1890), во время поездки в Крым (1886). Небольшого размера, незатейливые по композиции, они раскрывают перед нами колористическое мастерство Левитана, его умение с помощью звучного, яркого или, напротив, приглушенного цвета передать настроение яркого весеннего дня или же глубокой осени.
Станислав Юлианович Жуковский (1873-1944) – художник, выпускник МУЖВЗ (1901), испытавший сильное влияние И.И. Левитана. Член «Союза русских художников» (1904) и участник выставок ТПХВ, академик живописи (1907). Тонкий наблюдатель,
он писал всегда с натуры, умело раскрывая в пейзажных образах различные природные состояния и широкую гамму настроений. Жуковский был знатоком, ценителем и певцом уходящей красоты старых усадеб и парков, много путешествовал по средней полосе России. Немало излюбленных им, наполненных элегической грустью образов угасающих дворянских гнезд, опустевших веранд, усадебных интерьеров, было создано в Тверской губернии. На выставке представлены как ранние работы Жуковского 1890-х гг., так и зрелые первых десятилетий XX века, в том числе вариант одного из его шедевров – «Плотина» (1909).
Собранные вместе, эти авторы позволяют нам проследить, как становился и развивался русский лирический пейзаж на протяжении нескольких поколений мастеров; возможно, понять влияние учителей на учеников, почувствовать неповторимое своеобразие подхода каждого автора в полифоничном пространстве выставки и, наконец, просто причаститься творчеству тех самых художников, благодаря которым русский пейзаж обретал свое неповторимое лицо.
Куратор выставки - Андрей Санников
|