«Страна тюрков», Туркестан… Актуальность этого топонима, кажется, утрачена навсегда. Частью самобытного региона мусульманского Востока был Таджикистан – древняя цивилизация, впитавшая персидскую и тюркскую традиции. В истории вестернизации Центральной Азии особое место принадлежит включению Туркестанского края в сферу интересов России – вначале царской, затем – советской, но со своей спецификой: в то время, когда страна Советов поднималась из разрухи и строила социализм, в Средней Азии шла беспощадная война с басмачами; в годы, когда русский авангард в центре России был уже на излёте, в Туркестане вообще не существовало национальной станковой живописи и художников в традиционном, европейском значении этого слова.
«Культурная революция» произошла в середине 1920-х-1930-х годах: в недрах советской Средней Азии, минуя академизм Старого Света, родился особый и самобытный извод модернизма, так называемый «туркестанский авангард». Создатель туркестанской творческой бригады кубофутурист Александр Волков, супрематист Александр Николаев, принявший ислам и новое имя Усто Мумин, Виктор Уфимцев, работавший в технике коллажа, прикладники Зинаида Ковалевская, Надежда Кашина, Елена Коровай – для них менталитет декханского кишлака, вековые обычаи и нормы ислама стали полем великого эксперимента. Помимо станковых картин, художники писали эскизы тюбетеек и декорации для оформления «красных чайхан», знамёна, плакаты, километры лозунгов на сатине и кумаче. Сила и яркость жизни под среднеазиатским солнцем, экзотический быт, отточенные веками приёмы народного искусства – открытый локальный цвет, арабески орнамента, отсутствие иллюзии трехмерного пространства – всё это образовало уникальный симбиоз с эстетикой авангарда.
Разными путями оказались на Востоке профессиональные художники из России – одни отправлялись в поисках новых впечатлений и изобразительных форм, другие спасались или были высланы по обвинению в формализме, третьи были эвакуированы в годы Великой Отечественной войны. В Средней Азии они стали учителями, организаторами изоклубов, художественных школ и училищ, воспитавшими новые поколения национальных живописцев, графиков, скульпторов.
Традиции «туркестанского авангарда» и советской живописи ХХ века – то, что объединяет картины из собрания Юлии Вербицкой. Таджики Зухур Хабибуллаев, Муриват Бекназаров, Сабзали Шарипов, Рахим Сафаров, Хухбахт Хухвахтов, Абдурахмон Рахимов, москвичи Владимир Боборыкин и Юрий Вайс, ленинградец Александр Белецкий, украинец Ион Волынский, этнический немец Эрвин Гофман – в своё время молодые авторы, ставшие признанными мастерами таджикского искусства. Все они получили профессиональное образование ещё до распада СССР, в столичных городах бывшего Союза.
Собранные вместе, эти полотна формируют специфическое пространство, где органично сосуществуют символизм Сарьяна и Павла Кузнецова, примитивистские приёмы Натальи Гончаровой, сезаннизмы в построении формы и варварская сочность красок «Бубнового валета», подвижная живопись импрессионизма и лаконизм сурового стиля. К этому добавим стремление к концептуализму и абстракции форм, разнообразие фактур и мазков, пространственную игру глубины и двухмерности, сталкивание несоизмеримости масштабов, использование парадоксов образ-фон и другие приёмы современной западной живописи.
Ориентализм сюжетов очевиден: горы и пастбища, суровая простота древних мавзолеев, портреты мудрецов и музыкантов, чабанов и колхозниц, экзотические натюрморты, многофигурные композиции – стрижка овец, уборка хлебов, восточные рынки, праздники. Событийность очаровывает, но смысл сосредоточен в другом – в исконно присущих Востоку потрясающей культуре цвета, спокойном величии, целостном и поэтическом восприятии мира.
Автор статьи - Наталья Рыжикова (куратор восточной коллекции ИОХМ)
Куратор выставки - Юлия Вербицкая |