Впервые в России большим туром по престижным художественным площадкам городов представляется самая масштабная графическая серия величайшего художника ХХ века - Сальвадора Дали – иллюстрации к изданию в 1963 году Библии (Biblia sacra).
Два тысячелетия Библия - Книга Книг для европейского искусства, а последние несколько столетий – для искусства всего мира. Многие художники, обращаясь к библейским историям, пытались в притчевой, иносказательной форме рассказать о своем времени и одновременно найти ответы на вопросы, поставленные историей перед ним и перед всем человечеством. Библия продолжала волновать и величайших мастеров искусства прошлого века, становясь для кого-то залогом возрождения религиозного сознания, а для кого-то источником поэтических образов. Сальвадор Дали не был исключением, но в отличие от не менее великих современников он предпринял рискованное предприятие – изложить языком сюрреализма библейские истории и в этом смысле сломать существовавшие в изобразительном искусстве традиции. |
Библейские мотивы в произведениях Сальвадора Дали были всегда. Находясь в постоянном творческом, нравственном и философском поиске между реальностью и миром фантасмагории, он пытался найти Бога в окружающем мире и в себе. Он представляет Христа центром первозданной Вселенной, а порой - себя Спасителем мира. Нарекли же его при рождении Сальвадор – Спаситель.
В 1963 году Сальвадор Дали получил предложение от Джузеппе Альбаретто (Dr.Giuseppe Albaretto) проиллюстрировать новое издание Библии (Biblia Sacra) и с большим энтузиазмом принялся за его воплощение. Такой проект предполагал детальное и глубокое изучение текстов Священного Писания, духовное проникновение не только в сюжетную линию повествования, но и в скрытый смысл и истину слов Великой Книги.
Выбор библейских тем для этого рискованного эксперимента со смыслами и ценностями был сделан самим Дали. В результате в 1963-1964 годах появились 105 работ, выполненных в смешанной технике (акварель, гуашь, тушь, пастель, карандаш) и переведенных в 1964-1967 годах в литографии. Таким образом, появился самый масштабный в творчестве художника и беспрецедентный в истории искусств графический проект.
Каждая из 105 литографий, представленных на выставке, представляет собой попытку интегрировать фантазии, свободу, чувства, волю, интуицию художника в удивительно емкий и в то же время загадочный мир библейских историй – «по Дали» - причудливый и провокационный. Мистик и сюрреалист, он настойчиво заглядывал в подсознательное, пытаясь проследить его движение. Его мысли и образы, возникавшие под воздействием погружения в мир человеческой истории со дня сотворения мира, дарили свободу форме, содержанию и цвету.
Путь Дали к художественной выразительности лежал через освобождение идей, скрытых в человеческом сознании и, особенно в его собственном. А собственное сознание было загадочным миром памяти и жизненного опыта, иногда реального, иногда придуманного, намеренно искаженного с помощью увеличительного стекла его фантасмагорического видения. Он строил свою жизнь на сюрреалистический манер - столь же безоглядно, как и свои произведения. Для Дали сюрреализм есть не просто течение в искусстве, а именно тип мышления, система ментальности, способ взаимодействия с миром и, соответственно, стиль его жизни. Этот сюрреализм стремился по-новому поставить и решить коренные вопросы бытия и экзистенции человека. На меньшее он не был согласен.
Уникальность настоящего выставочного проекта – не только в попытке приблизиться к разгадке феномена Дали, но и в постижении нового прочтения Священного Писания. Особенно это привлекательно для молодого зрителя, склонного к независимой интерпретации мира и его ценностей и отвергающего предшествующий опыт. В этом особая миссия и значение библейских мотивов в произведениях Дали для наших дней. И, наконец, что не менее интересно, выставка для российского зрителя – это открытие неизвестного Сальвадора Дали.
105 иллюстраций к Ветхому и Новому завету из частного итальянского собрания – это 105 литографий, подлинность которых подтверждена индивидуальным сертификатом от издателя Rizzoli (Италия) и сертификатами подлинности международных экспертов - «Европейский Союз – Эксперты Искусства» (Рим), Министерства культуры РФ, Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия («Росохранкультура»).
Организаторы:
АРТГИТ (Москва)
Ивановский областной художественный музей
|