На выставке представлены произведения из собраний музеев Иванова, Вологды, Костромы, Переславля-Залесского, Рыбинска, Ярославля.
Ивановская версия выставки имеет статус передвижного межмузейного проекта. Он уже с успехом прошёл в Ярославле, а из Иванова отправится в Вологду и Кострому. Зритель не найдёт на выставке эпических полотен: она наполнена в основном произведениями подготовительного, этюдного характера. Обычно В.В. Верещагин работал сериями: создавал целый ряд документальных набросков, этюдов, которые уже в мастерской превращались в законченные картины. Написанные на небольших холстах или деревянных дощечках, созданные по первым живым впечатлениям, иногда в самых «горячих точках», этюды представляют особый интерес не только для специалистов. Это колоритные восточные типажи и портреты, утончённые архитектурные виды, исторический и анималистический жанры, пейзажи из разных серий – Туркестанской, Балканской серии, путешествий художника в Индию и Тибет, по русскому Северу и Крыму. Впервые экспонируются листы из коллекции «Редкое издание» Ивановского художественного музея с воспроизведением в технике фотопечати знаменитой серии «1812 год». Из хрестоматийно известных полотен можно назвать крупноформатные холсты из Ярославского музея – «Письмо к матери» и «У дверей мечети. Туркестан», а также близкую к ней по теме картину «Дервиши-дуваны», являющуюся одним из шедевров живописной коллекции ИОХМ. Помимо работ кисти самого художника, в экспозиционный ряд включены его графические и скульптурные портреты, выполненные известными мастерами рубежа XIX-XX столетий (Василий Матэ, Виктор Бобров, Илья Гинцбург).
|
Ни один русский художник второй половины XIX века не был столь популярен за рубежом, как Василий Васильевич Верещагин (1842-1904). Ни у одного мастера не было такого количества персональных выставок (другой формы общения со зрителем он не признавал), причём большинство из них прошли вне России. Верещагин имел репутацию самобытного художника, публициста, путешественника-этнографа, знатока и исследователя Востока. Он участвовал во всех войнах, которые вела Россия во второй половине XIX-начале XX столетия: туркестанской, русско-турецкой, русско-японской. Для него не существовало границ: он жил в Европе и Соединенных Штатах, в Палестине и на Кавказе, в Японии и Индии, на Филиппинах и Кубе.
Считается, что у Верещагина не было учителей и последователей. Он не связывал себя приверженностью ни к какому художественному объединению, стоял вне партий и кружков, доверял только личному опыту, действовал лишь по собственному разумению, никогда не писал по заказу, не принимал ничьих наград, не искал поддержки власть имущих. Это был человек огромной энергии, воли, мужества, привычно и уверенно чувствующий себя и за мольбертом, и в седле, и в походной палатке, и во фронтовом окопе. Бытописатель войны и её непримиримый противник, «апостол мира», как называли его современники, он погиб в Порт-Артуре в 1904 году на борту подорвавшегося на мине броненосца «Петропавловск».
В наши дни Верещагин известен, прежде всего, как мастер батального жанра и «художник одной картины» - знаменитого полотна «Апофеоз войны» (1871). В отличие от академических баталистов, у него было иное понимание своего предназначения: война не заслуживает прославления, изображать надо не парадную сторону войны, а её кровавую и циничную изнанку, вызывающую неприятие и отвращение. Это был один из самых независимых, тенденциозных и идейных мастеров «обличительного» направления в искусстве, ставивший целью бороться с социальными проблемами путем привлечения к ним внимания широкой общественности. Метафизика его полотен, казавшаяся современникам довольно отвлечённой, – межрасовая ненависть и геноцид, религиозный фанатизм и тотальный антагонизм азиатской и европейской цивилизаций, идея мирового господства и возникающие на этой почве межнациональные конфликты – именно сейчас, в XXI веке, может быть оценена в своей провидческой сущности.
Василий Верещагин закончил Морской кадетский корпус, но отказался от карьеры военного. Учёба в двух Академиях художеств – в Петербурге и Париже – определила особый стиль художника: с одной стороны, точная работа с натуры, с другой - необычайная чистота и яркость красок, эффекты ослепительного солнечного освещения, которые были невиданными в русской живописи того времени. Будучи прекрасным рисовальщиком, Верещагин детализировал изображения настолько тщательно, что специалисты смогли рассмотреть на одеждах дервишей-дуванов с одноимённой картины из коллекции ИОХМ ализариновые и кубовые ситцы иваново-вознесенских мануфактур XIX века! Ивановский историко-краеведческий музей, присоединившийся к выставке на этапе её реализации в нашем городе, разыскал аналогичные образцы в лучшей в России коллекции тканей Музея ивановского ситца.
Фееричная пестрота залитых солнцем полотен художника, экзотический вид персонажей его картин, изысканная красота пейзажей и архитектуры, и при этом – самые откровенно-натуралистичные и страшные события и факты, зафиксированные Верещагиным с протокольной точностью – обнажённые тела убитых и отрубленные головы, нищие дервиши и обитатели опиумных притонов, продажа детей-невольников – эти чудовищные парадоксы между формой и содержанием повергали его современников в шок. На выставках многие рыдали, у женщин случались нервные обмороки.
Из военных экспедиций Верещагин привозил множество восточных вещей – оружие, ковры, одежду, предметы быта. Они использовались как «натюрмортный фонд» и экспонировались на выставках наряду с картинами. Для Художественного музея это стало отличным поводом достать из запасников свой редкостный козырь – вещи из восточной коллекции иваново-вознесенского собирателя Дмитрия Геннадьевича Бурылина (1852-1924) – и воссоздать экспозиционный приём Верещагина. Но не просто в качестве реплики, а как интригующее предложение зрителям самостоятельно обнаружить тождество артефактов с холстов художника и реальных музейных экспонатов. В качестве «объектов идентификации» значительную часть своих сокровищ Художественный музей показал впервые – например, листы из роскошных альбомов с образцами орнаментов Индии, Персии, Средней Азии, которые ранее бытовали в библиотеке Музея Д.Г. Бурылина и Иваново-Вознесенской рисовальной школе.
Куратор - Наталья Рыжикова
|