Живописец Александр Васильевич Коверин - художник со своим неповторимым лицом: по-настоящему русский, подлинно народный (по рождению и своей сущности) и, как немногие из современных авторов, постоянно и плодотворно работающий в «большой живописной традиции», традиции тематической картины.
Он - выходец из самой ивановской глубинки, деревни Аксёнихи Юрьевецкого района. Родился в 1945-м у немолодых родителей: вернувшегося с войны плотника Василия Ивановича Коверина, имевшего за плечами два класса церковно-приходской школы, и неграмотной крестьянки Веры Андреевны, делившей время между домашними заботами и работой в колхозе. «Деревенский замес» сказался на человеческой и художественной сути Александра Коверина, будто сошедшего со страниц прозы Василия Шукшина, герои которого стремились постичь, понять жизнь, но жить своим умом. Коверин - с неброской внешностью, но крепкий и спорый, а в призвании - способный на глубокое погружение до самоотречения. Как яркий пример «упёртости» художника - пять лет, отданные изучению Поля Сезанна.
Александр Васильевич Коверин получил отличное художественное образование, заработав его годами терпения и нелёгкого труда. Сначала была Холуйская профтехшкола, после службы в Кантемировской дивизии поступил в Ивановское художественное училище (1968-1972). Много позже - учёба в высшем Строгановском училище на факультете монументально-декоративного искусства в мастерской профессора Б.В. Иорданского (1977-1982). И даже став профессиональным художником, он продолжал учиться у своих учителей, среди которых не только любимый педагог в «Строгановке» Г.М. Коржев, но и «музейные» классики отечественного и европейского искусства. И сейчас, перешагнув ещё один возрастной рубеж, будучи признанным лидером ивановской художественной школы, Коверин остаётся преданным «вечным студентом» Искусства, стремящимся к его вершинам. Талант Александра Коверина, как зимнее яблоко, – долгого вызревания.
Он никогда не считал себя реалистом, но, несмотря на художественные увлечения и пластические поиски, всегда оставался в пределах традиционной реалистической школы. Характерный для мастера полистилизм замешан на художественных традициях двух прошедших столетий: живописных поисках французов, русском образном романтизме (А. Куинджи, Н. Рерих, К. Богаевский), примитивизме пейзажей Н. Крымова, отечественном реализме второй половины XX века. В его работах созерцательность и предстояние героев картин «шестидесятников» сочетаются со стилизацией, упрощением и авангардистской деформацией форм и пространства, форсированием цвета или явно выраженным декоративизмом живописи 1970-80-х годов.
Для Коверина-станковиста характерна максимальная выразительность обобщенной формы, пластическая монументальность. Он великолепно чувствует пространство и плоскость холста, точно держа баланс, иногда - с помощью мелкой детали или звенящего цветом мазка. Художник любит плотную живопись; манера подвижная, но предельно масляная, с густым мазком, осмысленно положенным на холст, или с использованием кроющих цветных плоскостей. Осязаемость письма, идущая из «семидесятых», сохраняется мастером на протяжении всех лет творчества. Ответственный за каждый сантиметр собственной живописи Александр Васильевич не терпит случайностей, а потому не боится «править» картину, возвращается, корректируя отдельные участки, форму и тон предметов.
Мастер разнообразен в жанрах, техниках и подходах. Его станковые произведения наделены патетической взволнованностью, романтической образностью и вместе с тем особой исповедальностью. Не случайно он уделяет большое внимание наиболее откровенному и агиографическому жанру – автопортрету. Однако подлинный масштаб художника Коверина раскрылся в тематических картинах, где им воплощены обобщённые идеи, образы, точно выражающие эпоху, время и собственное отношение неравнодушного человека с твёрдой жизненной позицией. Неслучайно, начиная с конца 1980-х годов, Александром Ковериным разрабатывались морально-нравственные и социальные темы, отражавшие болевые точки общества: «Печальный день» (1991-2004), «Подорожник» (2000-2005), «Райские яблоки» (2003).
Искренняя любовь к малой и большой Родине, к своим историческим корням воплотилась в пейзажных картинах и скромных «деревенских» видах. Темой памяти, обращением к национальным традициям и многовековому народному укладу, сыновней благодарностью за жизнь без войны пронизаны многие картины-натюрморты последнего десятилетия: «Чистый хлеб Великой Победы» (2004), «Немереные вёрсты» (2008), «Жилзона» (2010), «Плотницкая каша» (2011), «Красная площадь» (2012), «Иваныч» (2013), «Ситник» (2014). Постоянная смысловая перекличка с прошлым важна для Коверина, ибо там его истоки и корни, его «родниковая вода», которую и пить-то надо по глоточку…
Для мастера характерно максимальное приближение объекта, портретная подача каждого образа. Он словно сокращает дистанцию между своими героями и зрителем, давая возможность внимательно всмотреться в изображённое, проникнуть в ход творческих размышлений. И одновременно с этим - «поднять» предметы, довести их до метафоры и символического звучания.
Александр Васильевич прошёл немалый путь в искусстве, ни разу не изменив себе, своим принципам. Никогда не подстраивался под конъюнктуру и спрос, писал только то, что чувствовал, переживал, что считал истинным. Заветы, воспринятые от учителя - Гелия Михайловича Коржева, он пронёс через годы. Для Коверина, как и для наставника, настоящее Искусство - это не только цвет, форма, ритм и колорит, но и мысль, и правда чувства, ибо только они могут убедить зрителя в его подлинности.
Куратор - Елена Белянина |