Одна из древнейших в мировом искусстве и одна из самых востребованных в советском искусстве, тема труда была основательно забыта у нас в стране за последние десятилетия по целому ряду причин. Казалось, произведения, воспевающие, возвышающие или же просто описывающие производственный процесс и роль человека в нем, ушли безвозвратно, стали частью истории. В прошедшем 2014 году совместными усилиями Департамента культуры и туризма Ивановской области, ООО «Белорусский лен – Иваново» и художников из Ивановской и соседних областей была предпринята попытка вновь вернуться к изображению трудовой деятельности в искусстве. В рамках художественно-выставочного проекта «Холст-масло» были организованы творческие командировки художников (сродни выездам изобригад 1930-х) на промышленные и сельскохозяйственные объекты Иванова и области. Художников принимали на различных предприятиях, среди которых «КРАНЭКС» и «Объединенные мануфактуры», совхозы «Тепличный» и «Волжский», ООО «Агрофирма РИАТ», «Ивановский пассажирский транспорт». По итогам командировок был проведен конкурсный отбор работ, на различных площадках прошла серия выставок «Человек труда». |
Выставка, открывшаяся в Ивановском художественном музее (как плод совместной работы с партнерами из ООО «Белорусский лен-Иваново»), не является составной частью прошлогоднего проекта, но развивает избранную тему, расширив временные рамки и выйдя за пределы живописного формата. Выбор работ, авторов, хронологические рамки были продиктованы, во-первых, особенностями музейного собрания, во-вторых, желанием напомнить о весомом вкладе представителей нескольких поколений ивановской школы живописи в развитие производственной темы, и, наконец, стремлением вновь, после многолетнего перерыва, вывести к зрителям целый ряд произведений, достойных участия в проекте, но давно не покидавших фондов. Так, первая часть экспозиции посвящена советскому изобразительному искусству послевоенного периода – времени, когда раскрытие темы труда достигло наибольшего жанрового, сюжетного и стилевого разнообразия (сюжетные, тематические произведения, производственный портрет, индустриальный пейзаж в разнообразной подаче: классический «сталинский» соцреализм, лирический импрессионизм оттепельных времен, монументально-плакатный «суровый стиль» 60-70-х). Основой «музейной» части экспозиции стали произведения крупнейших ивановских художников; немалый вклад в развитие темы они внесли, прославив производство родного края – «текстильного цеха страны». Некогда динамично развивавшееся, теперь оно предстает перед глазами зрителей далекой мифологизированной историей. Продолжается слаженная работа в цехах на музыкально-ритмичных полотнах Валерия и Нины Родионовых и на сочных, ярких акварельных листах Сергея Кожаева; навсегда работающей осталась фабрика БИМ в пейзаже Серафима Троицкого, безвестные и поименованные текстильщицы увековечены в череде портретных образов несколькими поколениями художников: от Николая Секирина до Руфэля Михайлова. Сельский труд – вторая основная, наряду с текстильной, тема, представленная на выставке. Здесь в одном ряду с работами именитых московских авторов (братья Сергей и Алексей Ткачевы, Владимир Стожаров, Юрий Анохин) находятся произведения ивановских художников – Марка Малютина, Константина Фролова, Фотия Кулагина. Работы ивановцев – галерея портретных образов тружеников села, среди которых выделяются своей эпической мощью монументальные портреты-типы – «Лесоруб» и «Хозяйка фермы» М.И. Малютина – почти иконы «сурового стиля».
Вторая половина выставки – избранные работы участников прошлогоднего конкурса и внеконкурсные произведения ивановских художников. Из числа участников проекта «Холст-масло» представлены как зрелые мастера, так и молодые художники из Иванова (Константин Васильев, Владимир Маяковский, Александр Климохин, Кирилл Колупаев, Василий Метревели), Палеха (Полина Кукулиева), Костромы (Ирина Рыбакова), Ярославля (Андрей Жевакин). Художники, талантливые сами по себе и обладающие вполне четким представлением о специфике темы труда, они не ставили целью копировать метод и стиль мастеров советской эпохи, а творили, исходя из современных реалий в производственной сфере и в искусстве. Привычный для производственной тематики набор жанров и сюжетов в современной трактовке приобретает более камерное звучание, новые работы радуют и мощным колоритом (П. Кукулиева), и сложными, интересными композиционными замыслами (В. Маяковский, А. Жевакин), и свежестью непосредственного восприятия (И. Рыбакова). Поставленная перед художниками непростая задача, для многих совершенно новая, была ими с честью выполнена. Вряд ли будет корректно сопоставлять качество работ в «исторической» и «современной» частях выставки, ведь они отражают принципиально разные эпохи в отечественной истории; и если в работах советских художников образ этой эпохи уже давно выкристаллизовался, то авторам сегодняшнего дня еще только, надеемся, предстоит создать его по своим правилам. В этом отношении выставку можно считать постановкой дальнейших творческих задач перед современными художниками. В любом случае, она наверняка порадует ценителей реалистического искусства; возможно, станет поводом для старшего поколения поностальгировать по искусству советской эпохи и наверняка – открытием для многих молодых зрителей.
Куратор выставки - Андрей Санников
|