«Всевышний сидит на троне <…>, но Художник стоит справа от него», - так Валерий Бахарев смело обозначает творческую миссию живописца. И с этой мыслью трудно не согласиться: вовлекаясь в процесс творчества, реализуя свой замысел, создавая что-то новое, своё, любой человек (живописец, скульптор, писатель, человек, созидающий культуру) в меру таланта приближается к Богу. Эта возможность приобщиться к вечному неизменно притягательна и сама по себе придает смысл человеческому существованию. Посыл выставки скорее философский, чем религиозный, несмотря на некоторые очевидные смысловые коннотации. Зрителю предлагаются две авторские интерпретации диалога Художника и Творца.
Валерий Бахарев (р.1944) еще в 1970-х стал первым ивановским постмодернистом. С этого времени он создал тысячи работ. Искусствоведы дают им самые высокие оценки. Трудно однозначно определить стиль, направление, в котором работает художник. Он многогранен. Пожалуй, его творчество соотносимо с жанром фовизма («фавист» – от франц. – «дикий»): яркие краски, неточные линии, энергия и страсть. По его собственным словам, он делает то, что считает нужным и занят раскрытием человеческих переживаний средствами искусства. Валерий Михайлович три года работал преподавателем живописи в университете одного из крупнейших городов Китая. И представленные на выставке произведения – результат знакомства с этой удивительной страной, впечатления, рожденные не только красотой и необычностью ее природы, но и особым философским настроением. Кто-то охарактеризовал его работы, как «восторг путника, достигшего цели своего странствия». Но для художника странствие не может завершиться, он всегда в пути, и путь его слагается в «легенду о вечном поиске».
Вячеслав Ершов (р.1949) относится к тому поколению художников, которое, придя в профессиональное искусство в 1980-е, оказалось на самом переломе эпох и культур. И он сам наделен непростым даром духовного искательства; его творчество органично вливается в русло художественной интерпретации библейско-евангелических сюжетов в русском искусстве XIX – XX столетий. Сейчас Вячеслав Ершов совершенствует ранее избранную им тему Библии, библейских преданий в XXI веке. В произведениях Вячеслава Ершова перед зрителем проходит череда ветхозаветных образов и сюжетов, воплощенных в буйстве красок, помогающем художнику передать атмосферу божественного чуда и в то же время подчеркивающем творческую индивидуальность мастера.
Казалось бы – ветхозаветные сюжеты и природа Китая, что может быть более непохожим? Но это только на первый взгляд. Картины В. Ершова – деяние, застывшее во времени; они помещают зрителя в, так или иначе знакомое, пространство библейской истории. Рядом – картины В. Бахарева, - живое действие, бег времени, «здесь и сейчас»: городские, горные, морские пейзажи и населяющие их люди. Сюжет здесь - понятие отвлеченное, художник решает формальные задачи. Каждое полотно взрывается бурной цветовой гаммой. Невозможность поверить в существование такого буйства красок в природе усиливает впечатление, приглашает зрителя проникнуться величием и красотой страны, где зародилась великая философия – конфуцианство. Именно общий философский подтекст проводит мостик между эпическими полотнами Ершова и взрывными пейзажами-настроениями Бахарева. В строгость «фресок» Ершова врывается размашистый, почти карнавальный дух картин Бахарева. Но здесь «карнавал» привносит не веселье, а свою истинную, уже подзабытую сущность – все кажется гипертрофированным, преувеличенным, но на самом деле такая безудержность помогает обнажить истинную сущность вещей, утерянную в повседневной суете, но «воскрешенную» к жизни художником. Очень «земные» полотна Бахарева «плывут» у кромки «небесных» «библейских страниц» Ершова. Поднебесная и Небеса: мерцающие десятком лун огни китайской деревни и дом на вершине горы, путешествие по узкой горной тропе – и нисхождение во Ад, мечущийся белый парус – символ непокоя и вечного поиска, и взирающий с небес в спокойствии и умудренной задумчивости ангел, тихая повседневность китайского города и драматические события священной истории, - «удивительное рядом».
Венчает экспозицию работа «Глонасс» - геометрическая абстракция, более всего напоминающая вид земли со спутника. Фрагмент некой территории, или же сложная схема какого-то механизма, коробка с красками и разбросанные вокруг нее кисти, почти реплика знаменитых и уже безошибочно узнаваемых супрематических полотен Казимира Малевича. Тоже квадрат, но уже не черный, а многоцветный, со множеством смыслов, ускользающих в меняющемся мире, в пространстве сегодняшнего искусства эпохи постмодерна, где еще не найдены точки опоры, но поиск уже идет, и идет интенсивно. И этот хаос, одновременно стремящийся к порядку, взрыв цвета и – и строгость формы, служат объединяющим мотивом выставки, - легенды о вечном поиске.
Экспозиция наверняка никого не оставит равнодушным. Здесь можно найти и «привычное» (пейзаж всегда мил человеческому взору), и нечто, цветом и формой «взрывающее» человеческое сознание. Воистину, живопись XXI века, где традиция и новаторство, попытка воззвать к знакомым ассоциациям и ошеломить неожиданным прочтением известного сталкиваются в одном пространстве, вовлекая в свой диалог любого, кто неравнодушен к искусству и самой жизни.
Куратор выставки - Виктория Солнцева
|