Мы так никогда и не узнаем, какими истинными мотивами руководствовался Дмитрий Бурылин, собирая свой Древний мир, – создавал ли он универсальное наглядное пособие для художников текстильного рисунка или воплощал в жизнь амбициозную мечту преуспевающего коммерсанта, – найти свою Трою или хотя бы попытаться воссоздать ее в формате музея. Тем не менее, египетская мумия, помпейские мозаики и портрет римлянки Фаустины - до сих пор любимые публикой экспонаты, а экскурсии по «Древнему миру» наиболее востребованы школами и вузами города. |
В новой, открытой после реконструкции музейной экспозиции предметы показаны «крупным планом», за которым почти нет «музейной» дистанции и зритель оказывается в пространстве-проекции не то греческого атриума, не то римской виллы, а может …усадьбы просвещенного русского помещика, любовно заставленной привезенными «из–за моря» диковинными вещицами и экзотическими экспонатами. Именно на этой нечеткой границе и строится сюжет новой экспозиции музея, посвященной культуре Древнего мира.
В основе – образ-метафора древней архитектуры, отсылающий к знаменитым памятникам Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима. Пилоны, пандусы, подиумы и постаменты - вся азбука архитектуры, пришедшая к нам из мира античной цивилизации, стала декором, орнаментом и контекстом для экспонатов коллекции. В двух залах, условно разделяемых на Египет и Грецию-Рим, можно увидеть саркофаг с прекрасно сохранившейся росписью, канопы, фаянсовые статуэтки-ушебти, скульптурные изображения богини Исиды с Гором, бога Солнца - Амона, царя загробного мира - Осириса, богини радости и любви – Бастет, мозаики из легендарных Помпей, краснофигурные вазы, римское стекло и терракоту, а также многие другие предметы, не связанные с религиозными культами, но являющиеся частью повседневной жизни древних египтян, греков и римлян, как, например, фрагмент водопровода или реконструкция бронзового зеркала, составленного из деталей, принадлежащих близким по датировке периодам одной эпохи.
Среди новых, не вошедших в предыдущую экспозиционную версию экспонатов – древнеегипетские рельефы, торцовый элемент саркофага с орнаментальной росписью и скульптурные портреты четверки самых выдающихся римских императоров – Цезаря, Октавиана Августа, Нерона и Каракаллы.
Изящной прелюдией к Древнему миру стали «римские ведуты» в исполнении Пиранези и Россини – главных интерпретаторов и своего рода гидов по памятникам античности для людей Нового времени. Изобразительные сюжеты, связанные с эпохой, когда Европа вновь обратилась к античному наследию, довольно точно совпадают по настроению со временем самого Бурылина, его странствий по миру и собирательской деятельности. Живопись и графика с видами античных развалин, гладиаторских боев, судьбоносных сражений и мифологических сюжетов - вполне уместная «аранжировка» для той самой коллекции «редкостей и древностей», которая до сих пор поражает воображение приезжих и является одним из главных центров притяжения нашего города наряду с фабриками-дворцами, конструктивизмом и ситцевым агитпропом.
Автор экспозиции
Михаил Дмитриев
Хранитель коллекции
Галина Солнтцева
Координаторы
Лариса Башкова
Александр Киселев
Владимир Васильев
Выставка работает ежедневно, кроме вторника, цена билета - 150 руб. (взрослый)
Предварительная запись на экскурсию по тел. 4(932)30-16-41
|