Русский народ всегда отличался безудержной, неуёмной фантазией. Богатое воображение, склонность к вымыслу, весёлой байке испокон веков помогали русскому крестьянству пережить суровую годину и бремя непосильного труда. Не только народные сказки, но и наша отечественная литература посвятила тысячи страниц нереальным ситуациям и образам мечтателей. Помимо гениально переработанного фольклора, который лёг в основу многих сказок и поэм А.С.Пушкина, можно вспомнить такие детские повести, как «Городок в табакерке» В.Ф.Одоевского, «Чёрная курица или подземные жители» А.Погорельского, а также целую череду произведений Гоголя, Лескова, Салтыкова-Щедрина, Бажова, Булгакова и многих других замечательных писателей.
Ощущение мира как сказки было присуще творчеству А.Ф.Дёмина. Яркие, свежие цвета, непосредственность и откровенное любование своими персонажами наполняют его произведения редкой теплотой и душевностью. Даже страшные сюжеты со Змеем-Горынычем выглядят у него праздничными и привлекательными.
В совершенно особом, фантастическом мире живёт художник Ю.А.Дырин. Даже самые, казалось бы, обыденные сюжеты вроде «Утренней дойки» или «После грозы» становятся у него совершенно нереальными. Коровы с пронзительным взглядом бездонных глаз, в которых, кажется, сосредоточены все тайны мира. Невероятные, неведомые животные вроде «Водяного Пуня» или «Яблочного Льва». Картины саранского художника гипнотизируют и завораживают. Хочется погрузиться в этот волшебный мир и никуда из него не уходить.
Кроме сказок, есть ещё одна тема из «небывальщины», которая тревожит воображение художников – это мифы. В сущности, это не что иное, как канонизированные сказки, объясняющие мироустройство. Но так хочется им верить! Потому-то картины и рисунки, посвящённые этой теме, на удивление убедительны. Славянская мифология вдохновила творчество Е.Л.Феодор. Здесь есть Алконост и Сирин – птицы с головами девы, а также могущественные боги Перун и Сварог. Совсем иначе, в напряжённой терракотово-красной гамме предстают божества древних славян в исполнении И.А.Бабушкиной. Художник М.В.Карара решил не довольствоваться только славянским пантеоном, а смело соединил его с западноевропейскими. Тем более, что доподлинно не известно, откуда всё это произошло, и где первоначально появились мифические персонажи. Во всяком случае, у него прекрасно сосуществуют вместе Зевс и Сирин, Единорог и Полкан и прочие удивительные существа. Совсем неспроста на картине К.В.Прусова изображён «Единорог». Этот символ чистоты, непобедимости и удачи всегда указывал путь тем, кто ищет истину. А вот художника В.В.Воробьёва в мифологии привлекают мужественные, героические персонажи: Самсон - победитель льва, Бова-королевич и его друг-соперник Полкан. Но изображены они в мягкой лубочной манере с такой любовью, что вызывают умиление. Василия Вятича вдохновили языческие мотивы и, прежде всего, древняя богиня красоты и любви Лада.
Славянская языческая мифология богато населена всякими невероятными существами, которые в зависимости от обстоятельств бывают то добрыми, то снисходительными, а то и зловредными. Могут помочь, а могут так заморочить голову, что живым не выберешься. Чуть ли не в каждой сказке или фантастической истории можно встретить лешего, водяного, бабу-ягу, русалку, лесовика, полевика - одним словом, всякую нечисть. Д.К.Фисунов на большом холсте представил своё видение «Бабы яги» и «Русалки». Ю.П. Иванов изобразил «Домового с совой», весьма, впрочем, симпатичного. А.В.Гамарский в картине «Подруги» рядом с совой написал, казалось бы, обычную старушку. Хотя, если посмотреть на весь окружающий антураж, то старушка явно не проста - то ли ведьма, то ли баба-яга.
И вот такая «торжествующая нечисть», правда, вполне конкретная, под названием «Доброжелатель», показана в работе Н.М.Недбайло. Не менее жуткие персонажи тревожат художника в картине «Сны». Н.М.Недбайло один из самых ярких и нестандартных художников, представленных в галерее «Союз Творчество». Он художник в четвёртом поколении. Его родители Михаил Недбайло и Нина Кашина были участниками знаменитой авангардистской группы «13». Возможно, по традиции, идущей из Серебряного века, Николай Недбайло необычайно смел и свободен в своём творчестве.
Совершенно уникальное видение животного и предметного мира у мастера тончайших колористических решений, представлено в работах заслуженного художника РСФСР А.Д.Соколова.
Заслуженный художник России, золотой медалист Российской академии художеств Г.И.Лиховид широко известен своей живописью и произведениями в технике горячей эмали. Его работы необычайно красочны, декоративны и разнообразны по тематике. Особой любовью художника пользуются коты, и в нашей коллекции много изображений этих загадочных животных. У Лиховида вместе уживаются кот и птицы. А если изображена гадалка, так непременно рядом с нею чёрный кот. Вообще, некой инфернальностью веет от этого представителя кошачьих. Да и в сказках он непременный участник: Кот-Котофеич, Кот-баюн, Кот в сапогах, у Лукоморья разгуливает всё тот же сказочный кот. Поэтому художники с большим удовольствием пишут такого уютного и, в то же время, непознанного зверя. Картины И.В.Тихонова «Вот проснётся кот» и «Кот проснулся» предвещают самые фантастические приключения.
Признательность устроителям галереи «Союз Творчество» художники чаще всего выражают в наиболее присущим им способе восхищения: они пишут портреты Олега Калмыкова и Ирины Маклаковой. В.М.Полуэктов написал слегка шаржированное, в духе детских рисунков, но очень тёплое изображение «Четы Калмыковых». Художник И.В.Рубан сделал из семейного портрета идиллическую пастораль на фоне цветущего луга. А чтобы его собственное отношение к этой паре было ещё более очевидным, написал рыжего кота, влюблённо обнимающего Олега и Ирину, собирающую букет нежных цветов, как собирают они свою коллекцию.
На всех картинах, представленных в этом альбоме, речь идёт о вымысле, игре, фантазии. Одним словом - о знаменитой РУССКОЙ НЕБЫВАЛЬЩИНЕ.
В.Г. Собко,
член Союза журналистов.
|