В практике российских музеев выставки «народной» иконы крайне редки, а само понятие «народная» - неустойчиво и размыто. Однако любой антикварщик на вопрос о народной иконе, не задумываясь, ответит - крестьянские письма, «краснушка», и … будет неправ.
Многослойное явление «народной» иконы гораздо шире и разнообразнее, чем икона - подокладница с левкасом, покрытым красным суриком, черно-белыми ликами-схемами, подобиями рук и ступней. Такие «краснушки» с тонким луженым или посеребренным окладом и малиновой перкалью изготавливались в иконописных центрах Владимирской губернии (Палехе, Холуе, Мстере) и возами отправлялись на ярмарки по всей России. Но иконописные центры, владевшие множеством пошибов, писали икону на любой вкус, четко следуя коммерческой формуле «по цене пишем\\\": от копеечных до настоящих произведений искусства, от «фрязи» до «подстаринной» (для «ревнителей древнего благочестия»).
К народной иконе можно отнести и примитив, и «живоподобную» икону с характерными для нее католическими и южнорусскими влияниями, а также печатные и рисованные иконы и духовные картинки, меднолитую пластику, резную икону, скульптурные изображения.
Истоки сложения народной иконы связаны с крестьянской культурой, пронизанной практическим взглядом на окружающий мир. В каждой избе красный угол был украшен образами святых помощников: Георгия -охранителя лошадей, Никиты - бесогона, Власия - от падежа скота, Богоматери Неопалимая Купина - от пожара, Гурия, Симона и Авива - от пьянства, Николая Чудотворца - помощника во всем, и в довершение - основополагающий вероучительный образ Вооскресения Христова, обязательно с двунадесятыми празниками. Городское население, сформированное из крестьян, также являлось активным потребителем народной иконы.
Кроме того, следует помнить, что грамотность населения Российской империи даже в конце XIX века оставалась очень низкой, а самым понятным способом получением азов грамоты, а в дальнейшем - душеспасительного чтения религиозного крестьянина или ремесленника, было чтение Четий-Миней. Особой популярностью сборники житий святых, наставительных и душеспасительных притч и сказаний пользовались у старообрядцев («ревнителей древнего благочестия»), всегда ценивших рукописное и печатное слово. Автором последних Миней, которыми зачитывались и Пушкин, и Достоевский, был Дмитрий Ростовский.
Куратор выставки, искусствовед Елена Белянина
|