Идеи духовного порядка, мировые религии, образы природных стихий составляют систему координат художника Марины Степановой-Ланской, позволяя зрителю самостоятельно без искусствоведческих инструкций проникнуть в суть творчества автора. Жизнеутверждающая модель картины мира художника, в которой человеческая жизнь с ее печалью и красотой, радостью и иронией является ценностью, не подлежащей сомнению, обеспечивает художнику прямой контакт со зрителем, и неизменно успешную обратную связь. Так же непринужденно, как перемещается художник от философской «Вечности», сакральной «Чаши» к бытовому мотиву «Чашка кофе», так же пластично, в зависимости от поставленной задачи, меняется и его манера исполнения - от сложной многослойной пульсирующей фактуры («Земля, вода и небо», «Трапеза», «Космос») к почти плоскому узорочью, имитирующему затканную розами старинную портьеру («Библейские дары») или простенькую деревенскую скатерть в светло-зеленую клеточку («Чашка кофе»). Виртуозное маневрирование художественными приемами и сосуществование возвышенного с обыденным, мифологического с повседневным содержит в себе секрет гипнотического обаяния работ Степановой-Ланской. На выставке мы можем без ущерба для собственного сознания устремиться в самые высоты человеческой мысли в циклах «Апокриф», «Ангел с синими глазами», «Вечность» и остановиться от изумления перед нарочито безыскусными «Грушами в розовой вазе». И то и другое в живописной системе автора – лишь фрагменты гигантской причудливой фрески, будто невзначай расколотой на множество частиц. Когда выстраиваешь экспозицию из объектов, пластов и сосудов Степановой–Ланской, возникает искушение собрать наконец фрагменты и осколки воедино и увидеть картину целиком. Здесь автор и готовит нам увлекательное упражнение по разгадыванию христианских и языческих символов, знаков и орнаментов истории искусства, силуэтов и контуров мифологических героев и исторических персонажей, которые «припрятаны» в драгоценных глиняных складках и прихотливых мозаичных узорах. «Керамо-картины», «глино-письмо» и «статуи-объекты» Марины Степановой-Ланской (термины искусствоведа Сергея Кускова) оставляют в итоге ощущение, какое бывает после длительных путешествий по легендарным местам. Мы ищем в них нечто величавое, музейное и таинственное, а в воспоминаниях остаются земля, вода и небо.
В экспозиции представлено более 80 керамических пластов и объектов, выполненных художником Мариной Степановой-Ланской с 2002 по 2014гг.
Кураторы Светлана Воловенская, Михаил Дмитриев
|