Выставка «Гравюрный кабинет», приуроченная к 100-летию Музея промышленности и искусства, стала данью уважения его основателю – Дмитрию Геннадьевичу Бурылину. Художественный музей отобрал лишь малую часть произведений печатного искусства из фондов графики, чтобы пунктирно обозначить количественный и качественный диапазон «гравюрного кабинета» Д.Г. Бурылина, в собрание которого входили по замыслу владельца как «шедевры» оригинальной и репродукционной гравюры, так и наглядные образцы для Рисовальной школы, попечителем которой он был. |
Экспозиция уникальна для зрителя, поскольку в текущей практике провинциальных музеев выставки академической графики крайне редки. Тем не менее, именно печатная графика составляет основной массив большинства музейных коллекций (ГМЭ, ГРМ, ГМИИ им. Пушкина, ГТГ). Коллекционирование и начиналось, как правило, с собирания печатной графики. Сформировалось устойчивое наименование графических коллекций – «гравюрный кабинет», сменившееся к концу XIX века терминами «коллекция» или «собрание». Особенность гравюрных коллекций заключалась не только в способе их хранения, но и в способе их показа – интимном и камерном, рассчитанном на вглядывание, вчувствование, созерцание.
Настоящая экспозиция включает более 60 произведений XVII-XIX веков, выполненных европейскими и русскими мастерами. Самые ранние листы – офорты нидерландской школы XVII века: фламандского гравера Лукаса Ворстермана Младшего, голландских живописцев и граверов Германа ван Сваневельда, Адриана ван Остаде, Рейнира Номса (Зеемана).
Французская школа, занимающая одно из ведущих мест в истории западноевропейской гравюры, представлена работами ведущих мастеров портретной гравюры XVII века Робера Нантейля и Жерара Эделинка; классическими резцовыми гравюрами Клода Меллана; жанровыми сценами в исполнении Жана Массара и Эдуарда Жирарде.
Английская печатная графика – это гравюры популярнейшего карикатуриста Джеймса Гилрея, жанровые работы блестящего мастера английского меццо-тинто Джона Рафаэля Смита, репродукционные гравюры Альберта Пейна с картин знаменитых художников (Яна Вермеера, Габриэля Мэтсю, Джорджоне). Также в экспозицию включена довольно редкая гравюра известного английского художника и теоретика искусства XVIII века Уильяма Хогарта «Женитьба на богатой» из серии «Карьера мота».
Итальянские мастера представлены преимущественно архитектурно-видовыми офортами, в их числе – лист из серии «Тюрьмы», одной из самых загадочных сюит в исполнении знаменитого итальянского графика Джованни-Баттиста Пиранези, создававшего грандиозные «архитектурные фантазии»; ведута средневекового венецианского моста Риальто Луки Карлевариса.
Зал русской печатной графики XVIII-XIX веков включает произведения крупных мастеров этого времени. Самые ранние работы принадлежат современнику Петра I И.Ф. Зубову, работавшему в петербургской типографии. После ее закрытия гравирование сосредоточилось в Академии наук, куда были приглашены иностранные мастера – Х.-А. Вотрман, И. Штенглин, у которых учились гравированию русские художники. Среди них - талантливый гравер И.А. Соколов. В его работах переданы черты нового мироощущения эпохи – эмоциональность, утонченность и изящество, заметные как в технике гравирования, так и в самих образах.
Наиболее полно на выставке представлена русская гравюра второй половины XVIII-начала XIX века – работы профессионалов, получивших образование в граверном классе Академии художеств. По большей части – это репродукционная портретная гравюра, когда мастера работали с живописных образцов европейских художников. Исторические и религиозные сюжеты отражены в гравюрах И.А.Берсенева, работы которого уже современниками признавались образцом изящества рисунка и блестящего технического мастерства; Н.И.Уткина, выдающегося мастера русской классической гравюры; портретная гравюра представлена именами И.А. Селиванова, который одним из первых стал создавать многокрасочные гравюры на металле, а так же Е.Г.Виноградова и А.А. Осипова.
Из оригинальных произведений хотелось бы особо отметить гравюры на античные сюжеты, выполненные по собственным рисункам знаменитым скульптором М.И. Козловским. Для его многофигурных композиций характерна динамика масс и сложность силуэтов. Напротив предельно обобщены и лиричны очерковые гравюры Ф.П. Толстого к поэме И.Ф.Богдановича «Душенька». Античный мир предстаёт в линеарном исполнении: тонко, предельно силуэтно и одновременно объёмно; выразительно и с чувством, чёткостью характеристик отдельных лиц и самого действия.
Безусловно, интересна ландшафтная гравюра конца XVIII – начала XIX века. Сентиментально-классическое восприятие природы в произведениях П.М. Дашкова и И.В. Ческого сочетается с техникой резца с его четкостью и чистотой линии и штриха. Одна из самых популярных серий видов Москвы конца XVIII века, созданная Ж. Делабартом, представлена гравюрами немецких мастеров М.Г. Эйхлера и Ф.Б. Лорье. Виды Петербурга отражены в листах знаменитой «Панорамы Невского проспекта», выгравированных И.А. Ивановым по акварелям В.С. Садовникова.
Куратор выставки – Елена Климова
|