Выставка "Архив. Тарковский" проводится в рамках VII Международного кинофестиваля "Зеркало". Вниманию зрителя впервые представлены документы, являющиеся частью архива кинорежиссера, приобретенного на аукционе Sotheby's у Ольги Сурковой, - киноведа, критика, друга Андрея Арсеньевича, соавтора книги Тарковского "Запечатленное время". |
Проект «Архив. Тарковский» преодолевает образ традиционной музейной экспозиции. На сей раз в качестве главного экспоната предстает не собственно произведение искусства, а собрание свидетельств активной интеллектуальной работы, предшествующей или вернее сопровождающей рождение шедевра на свет. Тем более, если речь идет о кино Андрея Тарковского.
Необходимость «вписать» поистине огромный – как по размеру, так и по значимости – информационный массив в пространственный/смысловой контекст провинциального художественного музея обусловила в большей степени концептуальный подход куратора к экспозиционной интерпретации темы архива. Корпус текстов/документов, известный как «архив режиссера Андрея Тарковского» предстает перед зрителем как единый арт-объект – внезапно обретенное сокровище, непознанный феномен готовый раскрыть свои тайны лишь просвещенному исследователю.
Немногие фрагменты архива, просматривающиеся сквозь витринное стекло – отрывки текста, заглавия статей и авторские пометки – становятся своеобразными сигналами, посылаемыми «неслучайному» зрителю, постигающему тайны высокого искусства.
Содержание архива объединено одним из наиболее важных сюжетов, присутствовавших в жизни Тарковского. Речь идет о создании книги, начинавшейся как «Книга сопоставлений», но увидевшей свет под названием «Запечатленное время».
Этот труд, по сути, стал развернутой манифестацией творческого кредо Мастера, суммированием его методологического опыта. Работа над книгой заняла более 20-и лет – с конца 60-х до середины 80-х годов. Каждый фильм, снятый Тарковским в эти годы, отражался в книге новой главой, новыми мыслями о природе кино, о его месте в системе ценностей современной культуры.
Блокноты с «полевыми» заметками, авторские черновики, сценарные эскизы, многочисленные аудиозаписи и «служебные» документы, представленные в проекте, и являлись той интеллектуальной субстанцией, из которой рождалось «Запечатленное время», ставшее своего рода теоретическим обоснованием наиболее активного периода творчества Андрея Тарковского. Поэтому выставка – не только омаж великому русскому режиссеру, но и приглашение к изучению его наследия, пропуск за кулисы Большого кино, посвящение в опыт «хождения по мукам» - вынужденный удел любого настоящего подлинного Художника.
«АРХИВ. ТАРКОВСКИЙ», как хочется верить, ставит точку в долгих странствиях бесценных бумаг Тарковского по свету. Потертый чемодан в начале экспозиции, в котором архив прибыл из Лондона в Юрьевец - универсальный символ его возвращения на родину. Архив предстает перед публикой усталым путешественником обретшим, наконец, долгожданный Дом.
|