Выставка посвящена 125-летию Ивана Никандровича Нефёдова, одного из основоположников художественной школы в Иванове. Творчество художника хорошо знакомо ценителям искусства и художественного краеведения, однако широкий круг молодых посетителей музея увидит произведения Нефёдова впервые. Последняя выставка картин, посвященная 100 летию мастера, состоялась в 1988 году. |
Произведения Нефёдова, созданные до 1917 года, вызывали и вызывают неизменный интерес. Наиболее известные из них заняли прочное место в постоянной экспозиции художественного музея: “Интерьер” (1912) - в старой экспозиции; "Раннее утро" (1912) и "Сумерки. Петроградская сторона" (1913) - в концептуальном решении "XX век. Монтаж". Новая выставка знакомит зрителя с малоизвестными картинами и этюдами художника 1910-х годов.
В состав экспозиции вошли как "классические", неоднократно выставлявшиеся произведения - “Васильсурское утро” (1931-1933), "Кинешемский элеватор" (1933), "Васильсурские дали" (1960), "Старое и новое Иваново" (1958), "Пристань Абезь" (1964), так и мало экспонируемые в настоящее время картины и эскизы, посвящённые истории революционного движения в Иваново-Вознесенске. Ряд живописных и графических работ Нефёдова воссоздаёт для зрителей утраченный облик города Иваново-Вознесенска, Иванова, начиная с 1867 года и вплоть до 1960-х годов.
Особый интерес зрителей вызовут графические произведения И.Н. Нефёдова. В творчестве мастера, работавшего в разных жанрах станковой картины, графика не являлась ярко выраженной, самостоятельной областью творчества. Она служила подспорьем в композиционной работе, носила характер зарисовки, эскиза или этюда. Однако представленные рисунки, выполненные в различных техниках, разной степени законченности и различного предназначения, отражают все этапы творчества художника: учебные постановки и летние наброски, созданные во время учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, рисунки предреволюционного времени и жанровые работы 1920-1930-х гг., эскизы картин 1940-1950-х гг. и зарисовки последних лет. Кроме того, именно по графическим произведениям Нефёдова можно проследить формирование живописного стиля мастера с характерными приёмами - соединением натурности и условности, декоративностью общего цветового решения, развернутостью изображаемого пространства.
Романтик и философ в живописи, Нефёдов был просветителем по внутреннему убеждению. Он выбрал профессию художника-педагога и родной город, а вместе с ними - непростую судьбу: арест и Печорлаг, после освобождения в 1941-м - трудное возвращение в любимую профессию.
На выставке, посвященной И.Н.Нефёдову, представлено более 100 произведений живописи и графики из фондов Ивановского областного художественного музея, Ивановского государственного историко-художественного музея имени Д.Г. Бурылина, Кинешемского художественно-исторического музея, Плёсского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, методического фонда Ивановского художественного училища имени М.И. Малютина.
|