Январь | Апрель | Июль | Октябрь |
Февраль | Май | Август | Ноябрь |
Март | Июнь | Сентябрь | Декабрь |
В системе морально-этических ценностей, в художественных стилях и приемах цивилизации Китая и Японии сохранили преемственность древних традиций, обладая при этом гибкостью и способностью к усвоению новых идей.
В музее хранятся произведения живописи и графики, предметы культа и быта XVIII – начала XX веков, времени правления династии Цин (Китай) и периодов Эдо и Мэйдзи (Япония).
В этнографическом плане интерес представляют китайская и маньчжурская вышитая шелком обувь, панно, ширмы, головные уборы, счеты, курительные трубки и опиумные приборы, чайницы из папье-маше, разнообразные аксессуары (веера, бамбуковые зонты, спиночесалки), дорожные столовые приборы в футлярах из кожи «галюша» (кожа ската или акулы).
Китай. Династия Цин. XIX век.Подставка для промывания кистей с изображением пиона. |
Резными изделиями из мыльного камня (агальматолита) китайцы украшали помещения, ими любовались, носили с собой как приятные безделушки. Это мастерски исполненные фигурки даосских святых, вазочки, миниатюрные чайники для вина, чашечки для туши и промывания кистей, обрамленные цветами, деревьями, фигурками животных.
Китай, Кантон (Гуанчжоу). Период Цяньлун (1736-1795)Чайник с изображением даосских мудрецов. |
К периоду Цянь лун (1736-1795), времени расцвета в Кантоне производства китайских эмалей, относится медный чайник, на тулове которого изображена сцена «Семь мудрецов в бамбуковой роще» - излюбленный мотив китайского искусства, связанный с традициями даосизма. Движения мудрецов предельно изящны, детали изображения тщательно проработаны. Примечателен психологизм образов, отражающий настроение творческого уединения, умиротворенности и рафинированности чувств.
Япония. Мастерские Сацума. Период Мэйдзи (1868-1912)Ваза с изображением самураев. |
Небольшое собрание китайского и японского фарфора представлено керамикой Гуанчжоу и мастерскими Сацума. Это блюда и тарелки с изображением цветущей сливы, пионов, хризантем, большие декоративные вазы с благопожелательными символами: тыква-горлянка, плоды персика и граната, павлинье перо, олицетворяющие изобилие, многочисленное мужское потомство, гармонию, здоровье и долголетие.
Прикладное искусство Японии демонстрирует разнообразие и совершенство художественной обработки металла. В коллекции представлены ритуальные сосуды темной с фиолетовым отливом бронзы, образцами для которой послужили традиционные китайские формы алтарных ваз, курильниц, котлов-треножников. Это выполненные в технике высокого рельефа парные изделия, на тулове которых изображены стилизованные маски, мифические существа, фениксы, аисты, черепахи, играющие жемчужиной львы или драконы. Фон сосудов заполняет орнамент в виде китайского меандра (узор грома). Посвящённые душам предков, сосуды ставились на храмовые или домашние алтари и предназначались для хранения жертвенной еды, вина или воды, для воскурения благовоний.
Утагава Тоёкуни III. 1786-1864Красавица, пишущая стихи. Жанр бидзин-га.Япония. Третья четверть XIX века. |
В живописном и графическом собрании музея хранятся бумажные тибетские иконы и молитвенные свитки, китайская живопись на шелковых свитках и акварели на рисовой бумаге, японская ксилография – гравюры второй половины XIX века в стиле укие-э.