5 декабря 1924 года в селе Палех Шуйского уезда Иваново-Вознесенской губернии семеро «бывших богомазов» объединились в команду с необычным названием – Артель древней живописи. Это событие стало официальной точкой отсчета нового искусства – палехской лаковой миниатюры. Эпитет «древней живописи» Артель сохранила не случайно: на смену религиозным сюжетам пришли «мирские» – «гулянки» и «парочки», «пляски» и «битвы», «охоты» и «жар-птицы», однако жизнь по-прежнему воспринималась через призму иконописи. Именно они, первые артельщики, создали знаменитую теперь на весь мир миниатюрную живопись на папье-маше, сохранив иконописные приемы – изобразительные (вытянутые пропорции фигур, «горки», «палаты», «травы», изысканный орнамент) и технические (темперные краски, технику плавей).
Спустя 10 лет в организации числилось уже более ста мастеров. Страна пафосно отметила эту дату, но в 1935 году Артель была переименована в Товарищество художников Палеха. Собственно, это короткое 10-летие и считается «золотым веком» палехского искусства, его «высоким возрождением». Современные художники откровенно признают: никому еще не удавалось превзойти эту наивную народную органику, искренность, поэтичность, помноженные на безупречный вкус и виртуозное, отшлифованное годами потомственного иконописного опыта мастерство «стариков», как почтительно принято именовать в Палехе первых мастеров Артели. Их шкатулки, коробочки и ларцы, мерцающие красками, золотом, переливчатыми плавями, завораживают как подлинные драгоценности.
Ивановский художественный музей хранит одну из лучших в России коллекций палехской лаковой миниатюры 1920-х-1930-х годов. Выставка, посвященная 100-летию Артели древней живописи, впервые столь масштабно объединила около 80 редчайших произведений первых мастеров нового Палеха: Иван Голиков, Иван Зубков, Александр и Владимир Котухины, Иван Маркичев, Иван Вакуров, Иван Баканов, Аристарх Дыдыкин, Николай Зиновьев.
В экспозиции можно увидеть рисунки первых учеников Артели Александра Баранова, Николая Хохлова, Валентина Паликина. Зритель, должно быть, немало удивится, как свободно в процессе обучения палешане «привили» к древнерусской традиции достижения старых европейских мастеров. Представлены уникальные эскизы декораций и костюмов к театральным постановкам работы Павла Баженова, одного из самых одаренных и разносторонних художников Палеха. Доминанты выставки – ценная икона «Троица Ветхозаветная в деяниях» палехских писем XIX века, позволяющая осмыслить стилистические истоки миниатюры, а также масштабное полотно «Вышивальщицы» – предмет зависти столичных искусствоведов, редкий и ранний пример обращения палешан к монументальной живописи.
Показаны работы исключительно «высшей пробы» – самые талантливые, вызывающие чувство восхищения мастерством художников. И это не случайно, ведь основная цель выставки – рассказать о национальной гордости нашей страны – блистательном Палехе, идиллически-условном и экзотичном, неукротимом по фантазии и трогательном, виртуозном и многодельном.
Куратор – Наталья Рыжикова
Выставка работает по адресу: пр. Ленина, 33; тел.: (4932) 301641
|