Имя Бориса Пророкова по праву занимает одно из видных мест в истории отечественного искусства. Художник-график, карикатурист, мастер сатиры, плакатист, скульптор, член-корреспондент Академии художеств СССР (1954), лауреат Ленинской (1961) и двух Государственных премий (1950, 1952), заслуженный деятель искусств РСФСР (1955), народный художник СССР (1971), а также профессиональный военкор, свидетель и летописец наиболее драматических эпизодов Отечественной войны.
Борис Пророков служил художником Главного управления политической пропаганды Военно-морского флота на Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском флотах. Создавал рисунки для фронтовой печати (журналов «Балтийский прожектор», «Героический поход», «Красный Гангут», «Полундра»). Прошел по дорогам войны от Финляндии, Прибалтики, Новороссийска, Берлина до Дальнего Востока. Участвовал в боях за Новороссийск и в героической обороне полуострова Ханко. Вся география войны запечатлена в его графических сериях, плакатах и фронтовых записях, рисунках и карикатурах, эскизах и архивных документах.
Раздел ивановского музейного собрания, посвященный Борису Пророкову, обладает не только художественной, но и исторической ценностью. Раритеты обширной коллекции - зарисовки из блокадного Ленинграда, изо-листовки, разбрасывавшиеся с самолетов над вражеской территорией, рисунки для фронтовой печати, уникальные листы с карикатурами на Гитлера, сделанные в рейхсканцелярии в последние дни войны, а также известные на весь мир графические серии и циклы, публиковавшиеся в самых престижных мировых изданиях и участвовавшие в масштабных международных выставках. Коллекция насчитывает более двух тысяч подлинных экспонатов и около восьмисот единиц архивных материалов и документов. Тем не менее, довольно долгое время, а именно с 70-х годов прошлого века, у публики практически не было шанса составить мнение о творчестве Пророкова, свободное от идеологических стереотипов.
Экспозиция «ПРОРОКОВ» - не монографическая выставка в ее традиционном понимании. Это скорее художественная инсталляция, благодаря которой можно увидеть работы мастера в новом ракурсе - не ангажированного исполнителя политического заказа, но пламенного идейного борца за мир и художника, ищущего свой путь в искусстве, свободный от конъюнктуры и идеологических штампов.
Визуальный ряд включает произведения из программных для художника тем. Хронологически их можно разделить на Великую Отечественную войну и послевоенный мир. Объединяющая идея - актуальная для ХХ века тема личной ответственности за трагедию, которую несут с собой войны и преступления против человечества, где бы и в какое время они ни происходили.
Новый проект прежде всего обращен к молодежной аудитории. С каждым десятилетием, которое отдаляет нас от Дня Победы, становится все сложнее рассказывать о войне подрастающему поколению. Экспозиция предоставляет уникальную возможность увидеть произведения, передающие нерв, энергетику и непосредственную реакцию свидетеля и участника войны, каким являлся Борис Пророков. «Это несовместимо стрелять и рисовать одновременно» - говорит Пророков о своем прифронтовом творчестве. Но именно так и создавались его рисунки и боевые листки, эскизы и наброски для будущих больших работ и именно там, на фронте, на языке искусства он научился говорить о войнах и революциях, о надежде и свободе, о справедливости и возмездии.
Посвятив пропаганде и политическому искусству всю свою жизнь, Пророков блестяще справился со своей миссией, создав емкое и страстное предупреждение человечеству в своих знаменитых сериях «Это не должно повториться», «Сыну», «Ленинградка», и другие. Их и увидит зритель в составе нового выставочного проекта Художественного музея.
Автор проекта – Михаил Дмитриев,
координатор проекта – Лариса Башкова,
техническое обеспечение – Александр Киселев,
рабочая группа – Наталья Лебедева, Светлана Воловенская,
Елена Климова, Андрей Санников,
Елена Гончарова, Владимир Васильев
|