Выставка «Солнечный круг» традиционная, ежегодная. Само её название указывает на летнюю тематику произведений. Кроме того, по обыкновению, она проходит в Новой галерее Ивановского художественного музея летом. Летняя выставка универсально привлекательна не только как возможность интересно провести досуг, каждому конкретному посетителю найти близкую только ему картину, но и приобрести ценное произведение искусства музейного уровня.
В этом году выставка особенно яркая и сильная. Выставляются в основном зрелые, давно состоявшиеся мастера с узнаваемым почерком, которые не раз выступали на различных художественных площадках с персональными выставками, чьи работы украшают собрание не только Ивановского художественного музея, но крупных музейных и частных собраний России и Запада. Среди них – народные художники России Нина и Валерий Родионовы, заслуженные художники России Борис Павлов, Александр Калимохин и Александр Лесовщиков, «Александры» Коверин и Антохин. Представлены также художники-экспериментаторы, постмодернисты, обновленцы художественного языка, такие как Валерий Бахарев, Вадим Николайчук, Светлана Кузьмичева, Владимир Маяковский.
Имена всех экспонентов трудно перечислить, всего здесь 129 работ и 37 художников. Мастера эти настолько разные, что объединить их в едином пространстве, в едином созвучии было сложной задачей. С размашистой энергетикой, варварской мощью картин В. Бахарева соседствует колористически выверенная, пластически скупая монументальность А. Коверина; рядом – теплые лиричные пейзажи и натюрморты
А. Климохина, написанные мягко и исполненные внутренней тайны; и здесь же – иезуитски изощренная графика А. Лесовщикова. С реалистическим уютным миром Б. Павлова – фактурные цветовые абстракции В. Николайчука. Доминирует ивановская школа, ее черты отчетливо видны в мастерски стилизованных, декоративных цветочных натюрмортах Нины и Елены Родионовых (в этом истоки местной школы живописи, идущей от традиций текстильного рисунка).
Хотя есть работы совсем необычные, даже экзотические для нашего глаза. Это два рисунка китайского мастера Ян Ки Шена, мастера из провинции Сычуань. В исконной китайской традиции нет места живописи в европейском понимании, то есть живописи маслом на холсте. Рисовая бумага, кисть, тушь – то, что для европейцев считается графикой, и есть живопись для китайцев. Однако жанр ню – изображение обнаженной натуры – европейский. Вы увидите традиционную монохромную китайскую технику се-и (буквально – «писать идею»). Суть ее заключается в том, что художник одной только черной тушью, иногда скупо и тактично используя оттенки красной, в скорописной манере, без детализации, одной только линией кисти создает на бумаге емкий, предельно лаконичный образ.
На выставке представлены в основном «теплые», «солнечные» жанры – летний пейзаж (городской, деревенский, морской, горный) и натюрморт (поражает разнообразие цветов и фруктов). Какие-то работы реалистичны, декоративны, рассчитаны на любование, «прямое» прочтение, другие этого не требуют (зритель волен сам интерпретировать образы и искать или не искать внутренний смысл).
Если задуматься, о чем эта выставка, то, наверное, она больше, чем просто о солнце и лете. Это выставка о том, что смысл жизни – в самой жизни, в ее маленьких радостях и непреходящих ценностях, в ее природе и людях, умеющих увидеть и остановить мимолетные мгновения красоты.
Наталья Рыжикова
|