В год столетия образования Иваново-Вознесенской губернии становятся актуальными не только инициативы воссоздания исторически ценных периодов расцвета промышленной, культурной, социальной сферы региона, но и проявления особого интереса к персональным юбилейным датам тех, кто творил ивановскую художественную историю и прославил ее.
В ряду этих имен живописец Вячеслав Федоров по праву занимает особое место. Он прошел дорогами Великой Отечественной, в боях 42-го получил ранение и контузию, окончил эвакуированный в Самарканд Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, в 50-ом вернулся в Иваново, вступил в Союз художников. Его узнаваемый федоровский почерк формировался в оттепельные 50-е. Они, да испытание войной, да дальние маршруты путешествий и любовь к малой родине, и определили на годы вперед (несмотря на идеологические установки и приоритеты производственного, бытового и историко-революционного жанров) его выбор в пользу пейзажной картины.
Именно пейзаж «гарантировал» ему художественную беспартийность и возможность сказать свое слово в самом живописном жанре. Уже первые пейзажи «Иней» (1955), «Холодный май» (1957) заявили о его живописной свободе и пленэрно-импрессионистическом видении. Позднее его пластический язык трансформируется в графическую жесткость, чистый импрессионизм и декоративизм - «Майское утро. Туман» (1970) и вновь возвращается к пленэризму. От оживленных деревенских улиц, «расхлестанных» сюжетов со стадом, уютно-провинциальных домиков он будет уходить к минорным или меланхолично окрашенным пейзажам. Будет варьировать красочную плотность: от корпусных, пастозных и почти эмалевых кусков до обнажения грунта и его легкой затертости. А позже – еще свободнее: он будет оставлять в законченной картине незавершенные куски, сохранять карандашный рисунок, «писать» черенком по краске, использовать фактурный грунт, набрызг и мастихин.
Вячеслав Федоров был востребован всегда: в итоге – региональные и крупнейшие музеи России и мира хранят его работы, ему был посвящен всероссийский конкурс «Отражение» и одноименная выставка Российского Фонда культуры и Российской Академии художеств (2008). Не перечесть всех выставок, монографических и с его участием – по сути без его работ невозможен ни один сколько-нибудь масштабный и концептуальный выставочный проект, дающий зрителю живое ощущение причастности к истории ивановской земли и России.
Настоящий проект объединил фондовое собрание Художественного музея, Ивановского государственного университета, Провинциальной АРТгалереи-М (Юрий Марушкин, Плес), Фонда «Гордость Отечества» (Кирилл Игнатьев, Москва) и частных коллекций Владимира Рогозина, Эдуарда Донцова, Сергея Закочурина, Дмитрия Боданова.
Два музея – Плесский музей-заповедник (14 ноября) и Ивановский художественный музей (16 ноября) - две выставочные площадки с интервалом в один день предлагают зрителю две «версии» одного имени, одного творческого наследия, одного жанра, верность которому несмотря на ветра перемен сохранил большой художник - непревзойденный мастер тонких, едва уловимых мгновений рассвета, тумана и последних лучей заходящего солнца.
Открытие выставочного проекта состоится 16 ноября в 16.00 по адресу: город Иваново, проспект Ленина, 33
Куратор – Елена Белянина
Телефон: (4932) 301 641
|